Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100

10 сентября 2012, 00:58
тест-драйв
Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru; архив 66.ru; 66.RU
Пятисотсильный V12 и механическая трансмиссия… Пробуем на вкус суперкар? Берите выше — самоходку!

— Ну, садись. Пробуй.
— Э-э-э-э. Я тот маленький имел в виду…
— На этом интересней!

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Вообще мы приехали на «Уралэлектромедь» знакомиться с пополнением коллекции — восстановленным гусеничным тягачом Т-20 «Комсомолец» конца 30-х. А оказались в рубке СУ-100. По науке — самоходной артиллерийской установки, сконструированной на базе Т-34. Но все это было потом. Сначала — знакомство в статике.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

ТТХ
Гусеничный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года
Годы выпуска: 1937–1941
Разработчик: КБ завода №37 им. Серго Орджоникидзе
Завод-изготовитель: №37 (г. Москва), ГАЗ им.В.М. Молотова
Произведено 7 780 штук
Боевое применение: военный конфликт на р. Халхин-Гол (1939 г.), советско-финская война (1939–1940), Великая Отечественная война
Экипаж, чел.: 2
Боевая масса, т: 3,46
Вооружение: пулемет калибра 7.62
Толщина брони, мм: 7–10
Мотор: ГАЗ-М, 50 л.с.
Преодолеваемые препятствия: стенка 0,47 м, ров 1,4 м

По состоянию «Комсомольца» и не скажешь, что его откапывал поисковый отряд, а потом четыре месяца реставрировала группа мастеров с УГМК. По их меркам — объект не самый трудный. Начальник автотранспортного цеха Фарит Хафизов рассказывает, что реставрация особо сложных экспонатов может занимать и полгода, и больше.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Почти все ремонтные и реставрационные работы делают своими силами. Что удается восстановить — восстанавливают, что не удается — делают сами или заказывают на других предприятиях. В этом «Комсомольце» 70% узлов и агрегатов — оригинальные, 30% — вживленные.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Двигатель, например, от… «буханки» УАЗа! Провели все расчеты — оказалось, что он вполне подойдет тягачу конца тридцатых годов! И действительно — встал как родной. Вот он, сразу за сиденьем водителя.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Само сиденье — теснее не придумаешь. И как люди на такой технике воевали на Халхин-Голе? С ростом выше 150 — сидеть совершенно неудобно.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Обзор нулевой — надо либо голову в люк высовывать, либо пригибаться и смотреть вперед через маленькую амбразурку.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Педали чуть не вплотную друг к другу, расположенным за спиной рычагом переключения передач впору ворочать локтем.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Бойцам в этот момент не слаще: расчет ютится на деревянных лавках по правому и левому борту. За тягачом следует орудие.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Сама машина тоже может дать залп, ежели что: на борту есть пулемет калибра 7.62. Сейчас деактивирован.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

«Деактивирован», но в отличной форме другой ветеран — самоходка СУ-100. Грубо говоря, тот же «Т-34», только башня не крутится вокруг своей оси. А так — компоновка повторяет танковую, ходовая часть почти полностью от Т-34. С собой установка могла нести три десятка бронебойных и осколочно-фугасных зарядов и громить ими танки противника на дистанции до километра.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

ТТХ
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 образца 1944 года
Годы выпуска: 1944–1956
Разработчик: ОКБ-3 Уралмашзавода
Всего произведено: 4 976 штук
Боевое применение: Великая Отечественная война, конфликты второй половины XX века
Вооружение: 100-мм пушка Д-10с
Бронепробиваемость, мм: на дальности 500 м — 155, на дальности 1000 м — 135
Боекомплект: 33 снаряда
Скорострельность, выстрелов/мин.: 5–6
Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом: 15 км

«Сотка» и ее дальнейшие модификации широко разошлась за пределы СССР и навела немало шороху в конфликтах второй половины двадцатого века. Не исключено, что какая-то часть до сих пор не снята с вооружения где-нибудь в Йемене, где наши бойцы и советская техника выполняли «интернациональный долг» в начале восьмидесятых.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Этот экземпляр тоже изрядно побит: многочисленные следы от снарядов и осколков испещряют дуло как шрамы. Пожалуй, это единственное, что реставрировать не стали. Остальное восстановлено с любовью — включая краску и бравые надписи поверх нее.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

После обсуждения реставрации краски и гусениц и состоялся тот диалог, часть которого озвучена в начале статьи.

— Разрешите попробовать?
— А с управлением справишься?
— Думаю, да. Должен.
— Ну, погоди минутку, мы второй отгоним.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Через «минутку» из-за угла, шлифуя гусеницами асфальт и бряцая колесами, вырулил не ожидаемый «Комсомолец», а его старший «сослуживец». Данное ранее обещание «справиться» показалось не таким уж и выполнимым. Но профессиональное любопытство не позволило отступить: когда еще такой шанс выпадет? Раритет, ветеран, национальное достояние прошлого… Заводи мотор!

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Прокашлявшись, 12-цилиндровый дизель ожил и очень бодро, не по-старчески, заурчал. Танкист шустро выбрался, освободив мне свое место. Одежда, конечно, наименее воинская. Ну, уж какой есть.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Протискиваюсь сквозь нагромождение рычагов, перекладин. Под ироничными взглядами профессионалов карабкаюсь на водительское место. Там на удивление просторно и в общем-то все понятно: три педали, рычаг КПП посередине, справа и слева от него — еще два рычага, отвечающие за маневры.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

«Эргономика» и посадка своеобразные — ноги постоянно согнуты и напряжены, усилие к педалям и рычагам приходится прилагать колоссальное.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Колоссальное, но не чрезмерное: в машине-ветеране, которая почти втрое меня старше и службу свою несла вдали от ровных дорог, вся механика, гидравлика и электрика работают как часы!

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

— Выжимай «сцепление», трогайся со второй, плавно отпускай педаль, чуть-чуть добавляя газку, — дает мне первое и последнее наставление мой инструктор.

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Так мягко я никогда не трогался: двумя руками втыкаю передачу, плаааавно-плаааавно отпускаю левую педаль, от души прожимаю правую и… тронулся, не заглохнув!

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Вой, гул, лязг, грохот стоит такой, что впору втыкать беруши или хотя бы наушники. Ревет мотор, гудит трансмиссия, бренчат гусеницы. Команд инструктора-танкиста не слышно в принципе, еду наугад — ориентируясь на интуицию и водительское чутье. Ситуацию осложняет вот такой условный обзор с водительского места:

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Кто попал в слепую зону — не серчайте: тридцать тонн раздавят, как пить дать, а поворачивать я пока что не научился…

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Это, правда, оказалось даже легче, чем втыкать передачи по сложной схеме. Правый рычаг на себя — и вот гигантская махина шустро меняет курс. Чуть резче — получается почти что дрифт. А плавно рулить выходит не сразу — нервы. В целом править самоходкой оказалось просто даже с первого раза. Еще бы: ни препятствий, ни преград, ни звона пуль о броню…

Гусеничный тест-драйв: вживаемся в роль танкиста в рубке СУ-100
Фото: 66.RU

Как оно в таких условиях, боевых, мы, надеюсь, уже и не узнаем. Зато можем узнать, как выглядят эти суровые машины прошлого: отреставрированные и опробованные на ходу экспонаты займут свое место в музее возле завода УГМК, пополнив и без того колоссальную коллекцию.

За уникальный опыт благодарим ОАО «Уралэлектромедь» и специалистов участка реставрации.

© 66.ru; 2012; архив 66.ru; 66.RU