Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

9 августа 2016, 12:21
Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге
Фото: 66.RU; 66.RU
Мы краем глаза посмотрели, как готовится к чемпионату мира по футболу Калининград, и даже немного рады, что не только в Екатеринбурге всё плохо. Или не всё? Или не плохо?

— Знаете, что в этом пакете? Портрет Путина!
— Зачем он вам?

— Нравится. В Москве вот вдоль дорог висят. Красиво так. А у нас в Калининграде — нет. Вот везу.

И руками сжала так — крепко, но трепетно. Бабуля-соседка лет 85.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

«Чи-чи-чи-шоу»

Калининградский аэропорт Храброво встречает янтарем, строительной пылью и глубоким символизмом на заборе:

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

Его реконструкция и впрямь напоминает шоу с мартышками: местная пресса пишет про отставание от графика уже на 9 месяцев. Ввести обновленную взлетно-посадочную полосу к намеченному сроку (ноябрь) вряд ли успеют, введение в строй первой очереди обновленного аэропорта к текущему лету уже отменилось, заказчики ругаются с подрядчиками и готовятся разрывать контракты, подрядчики жалуются на щебень и девальвацию. В общем, всё как на Руси, не смотри, что до ЕС по прямой всего сотня-другая километров.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

Сейчас «международный аэропорт», больше похожий на Канавинскую автостанцию Нижнего Новгорода, обслуживает 1,5 млн пассажиров в год. К ЧМ-2018 пропускная способность Храброво должна (бы) вырасти до 5 млн пассажиров в год, а он сам — похорошеть, как на этом рендере.

Чтобы Храброво достойно встретил гостей мундиаля, ВПП, например, надо протянуть с 850 м до 3,3 км. Именно с ВПП сейчас большие сложности: должны были сдать к ноябрю-2016, но график работ сорван бесповоротно. Судя по глухим заборам, к реконструкции терминалов еще даже не приступали. Судя по железным стульчикам «Back to USSR» внутри терминала, сделать это пора бы.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

*8 млн. чел/год — расчетная пропускная способность действующих терминалов Кольцово

При этом особо вкладываться в переподготовку кадров Калининграду, я думаю, не придется. Близость к Европе накладывает отпечаток: персонал и другие местные жители не чураются иностранцев и могут вести связные диалоги, уровень сервиса тоже выше среднего по России. Так, при мне аэропортовый полицейский совсем не «по-ментовски» решил проблему одного из пассажиров с непогашенными долгами ФНС. Четко, внятно, вежливо — как будто с братом родным разговаривает.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

Немного о местном креативе, с которым можно поработать еще. В первую очередь — избавиться от повсеместных золотых перил, золотых рам вокруг телевизоров, золотых вышивок на коврах, золотых урн, золотых пепельниц… В таком виде досуговые места понравятся разве что цыганской сборной по золочению ручки.

Остров невезения

Со строительством стадиона в Калининграде такое же «Чи-чи-чи-шоу», как и в Екатеринбурге: проекты сменяли друг друга, подрядчики приходили и уходили, смета росла и росла непропорционально амбициям — те падали. Строить главный стадион к ЧМ в Калининграде решили со спецэффектами: на острове между двух рек, что сразу родило массу гео-гидро-строительных проблем. Часть острова под стадион придется досыпать, грунт укреплять, мучиться с коммуникациями. Вместе с тем изначально стадион должен был вмещать 45 000 зрителей под раздвигающейся крышей. В итоге от раздвижения пришлось отказаться, а вместимость сократить до 35 000 человек.

Начало строительства бесконечно откладывалось то из-за проблем с проектной документацией, то из-за переверстывания сметы. Сроки оказались безнадежно сорваны, и вместо осени-2015 строительство едва-едва началось только пять месяцев назад. На данный момент огоревали только металлоконструкции.

Объезды через тупик

В сторону границы с Польшей вдоль основной магистрали идет неприметная бетонка. Это часть автобана, построенная еще при фюрере. И она по-прежнему лучше, чем все остальные дороги Калининграда.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

«Берлинка», она же «Рейхсавтобан Берлин — Кёнигсберг», строилась в промежутке с 1933 по 1937 гг. Не была завершена по понятным причинам. В первозданном виде стоит до сих пор. Вот что значит строить на века.

О том, что в стране вообще-то будет чемпионат мира по футболу, я впервые понял только в Калининграде. На фоне Екатеринбурга, живущего своей повседневной летней жизнью, перекопанный во все стороны Калининград и вправду напоминает мировую стройку.

Ощущение такое, что в Екатеринбурге никто не делает ничего, а в Калининграде все делают всё. Отсюда и пробки в 10+ баллов круглые сутки, даже на второстепенных улицах окраин и в дворовых проездах. Никакого сравнения их масштабы дорожного строительства с нашими полутора улицами у Вечного огня не выдерживают точно.

На нашу гигапанораму вошли все объекты, которые реконструируют к ЧМ-2018 в Екатеринбурге. Если бы мы попробовали сделать такое же про Калининград, то жидко бы опозорились, ибо на панораму надо впихнуть вообще весь город. Условные обозначения — по ссылке.

Разница потенциалов видна хотя бы по финансированию. Калининграду тоже резали бюджеты: в разное время в разных источниках фигурировали цифры сначала от 48,5 млрд до более поздних 22,9 млрд руб., выделяемых на реконструкцию дорожной сети. Для сравнения: в Екатеринбурге мы насчитали 3,46 млрд. Даже если калининградские 22,9 млрд сократятся еще вдвое, это всё равно будет втрое больше нашего.

Мундиальная боль: почему подготовка к ЧМ-2018 хромает не только в Екатеринбурге

Хорошо это или плохо? Зависит от угла зрения. С одной стороны, в Екатеринбурге особо ничего не делают, потому что всё есть. Аэропорт стоит, дорожная сеть существует и как-никак развивается. А в Калининграде, видимо, ничего особо не было, и это ничего надо превратить в кое-что за несколько лет, поэтому город и заваливают деньгами, и роют, и копают, извиняясь за «временные неудобства». Нам в этом плане спокойно: мы в курсе, что будет мундиаль, но не терпим дискомфорта сверх меры. С другой стороны, после мундиаля Калининграду останется построенное всё, а Екатеринбург так и будет жить с тем, что было.

© 66.ru; 66.RU