По факту, участники рынка относятся к происходящему очень сдержанно. На конференции дилеров в автоцентре «Автобан-Запад» сегодня собрались виднейшие игроки, представители крупнейших дилеров Екатеринбурга. Выводы все делают одинаковые: рост есть, кривая динамики по чуть-чуть растет вверх. Но закидывать шапками и кричать «Ура!» пока что рано.
Слёзы радости мог бы вызвать отчет городской администрации. Но отчего-то не вызвал. Чиновники мэрии подготовили статистику, согласно которой в Екатеринбурге – рай земной. Особенно удивили такие данные: в «тучном» 2008 году в городе было продано машин на сумму 1192,8 млн. рублей, в провальном 2009 – на 1916,6 млн , а в этом году – на 1712,1 млн. рублей.
То есть в кризис авторынок Екатеринбурга не просел втрое, а дилеры даже смогли выручить в совокупности больше на 723,8 млн рублей, чем годом ранее? |
Как такое возможно при 50% падении рынка по стране и просевших в три раза продажах в Екатеринбурге, - ответить не смог никто. Видимо, при подсчете статистики запятую поставили не в том месте.
Так или иначе, но прирост действительно есть, и тому эксперты видят три причины: улучшение макроэкономической ситуации в целом, рост спроса, а также пресловутая программа утилизации.
Александр Рулевский, исполнительный директор Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры»: — Когда ее только готовились запускать, я очень скептически отнесся к программе утилизации. Но сейчас могу сказать, что это самая, пожалуй, действенная мера властей, которая действительно дала импульс авторынку. |
Эксперты из соседней с нами области отмечают как тренд безумный рост интереса к отечественным машинам и поездки в близлежащие регионы за дефицитными машинами.
Так, из Челябинска в Екатеринбург, по словам Александра Рулевского, автомобилисты ездят за машинами Renault и Daewoo: сами челябинские дилеры не в силах удовлетворить растущий спрос. |
Как и спрос в целом. По мнению участников рынка, за одной машиной сегодня приходят два покупателя: сказывается отложенный спрос. Те, кто хотел купить машину год назад, но выжидал, сейчас ринулись в салоны.
Кроме того, рынок столкнулся еще с одной проблемой: нехватка мощностей у производителя. Другими словами, продавцы и рады бы реализовать машины, но их попросту нет. Не производится столько машин, сколько нужно. |
По словам коммерческого директора группы компаний «Авто плюс», в прошлом году автопроизводители сократили выпуск машин, а нарастить не могут. Мешают росту продаж и другие факторы.
Сергей Морковин, коммерческий директор группы компаний «Авто плюс»: — Снизить производство легко, восстановить – трудно. Не можем удовлетворить весь спрос даже просто потому, что нам не дают столько авто, сколько просит потребитель. Утилизация оттянула часть клиентов: те, кто хотели новую иномарку, пошли и купили «Жигули».. |
Кстати, программа утилизации хоть и называется экспертами оздоравливающей, но по Екатеринбургу какой-то ощутимо пользы пока не принесла.
Владимир Боликов, заместитель главы Верх-Исетского района: — К 23 ноября по городу от населения принято 9 188 заявок на сертификат со скидкой, при этом фактически проданных машин – всего 2 982. |
Хотя сертификатов выдано практически вдвое больше: 4 182.
Виноват пресловутый дефицит авто, о котором уже говорилось. Сертификаты у граждан на руках, но получить свою машину они не могут: заводы просто не справляются с таким наплывом.
2010 год, по мнению участников рынка, был не самым плохим. Екатеринбург даже вошел в ТОП-10 «самых ёмких» городов РФ по продажам легковых авто. Более того, мы там – на третьем месте: 3,5% авто от общего числа по стране продаются именно в Екатеринбурге. |
Есть некое оздоровление, вызванное отложенным спросом и программой утилизации. Это, пожалуй, два локомотива. Которые в 2011 году могут себя исчерпать. Все, кто хочет машину, купят. А Правительство может и не продлить утилизацию еще раз. Тогда возможен спад.
Александр Рулевский, исполнительный директор Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры»: — Такое не исключено, но резкого спада не будет. Но и подъема тоже. Возвращение к докризисным показателям, к уровню продаж октября 2008 года, состоится не раньше 2012 года. |
Сергей Морковин, коммерческий директор группы компаний «Авто плюс»: —Сейчас планировать на будущий год 30%-ный рост продаж было бы очень оптимистично. Будет +20% - в лучшем случае. А до уровня 2008 года мы дойдем не скоро: дилеры стоят на неуверенных позициях. Они закредитованы на строительство и расширение, вынуждены отдавать кредиты. Потому большого роста продаж не будет. |
На конференции прозвучало еще одно неутешительное предположение: в 2011 году удар по авторынку может придти оттуда, откуда его и не ждали. С января налоги для физических лиц повышаются вдвое. В условиях, когда автосалонам и так продавать нечего, рост налогов ляжет тяжелым бременем. На наши с Вами плечи.
66.RU