Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

23 февраля 2011, 11:00
репортаж
Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества
Фото: 66.RU
На их счету – победы на фронтах Великой отечественной, подавление бунтов и участие в локальных конфликтах, они бороздили (и бороздят) пустыни Африки и горы Кавказа.

Они уволены в запас, но не списаны со счетов. Почти все экспонаты музея бронетанковой техники «Уралвагонзавода» — не пыльные древности. Они на ходу, и даже смазка внутри многих танков — свежая.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Эта «тридцатьчетверка», например, принимает участие в парадах победы в Нижнем Тагиле почти каждый год.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Предсерийные образцы появились еще в 1939 году, к марту сорокового года комитет обороны предписывал закончить заводские испытания и построить два экземпляра.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Т-34, как и многие его предшественники, родом из Харькова. Но в годы войны производство передислоцировали на Урал: так безопасней, вдалеке от фашистов.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Комплектующие под него везли со всего Союза, но итоговый процесс сборки происходил здесь, в Нижнем Тагиле.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Вспоминая скорость и усердие уральцев, трудившихся на производстве, можно только удивленно присвистнуть: каждый день в годы ВОВ с конвейера УВЗ сходили по 25 танков! А это, между прочим, даже больше, чем предписывали Сверху:

Из Оперативной сводки по заводу № 183 по состоянию на 20 декабря 1941 г.:

Производственные площади завода, громадная литейная база и имеющиеся оборудование позволяют развить производство до 15-20 танков в день, для этой цели на базе Уралвагонзавода создаётся второй завод (завод № 184), который будет выполнять механическую обработку деталей и сборку механизмов и агрегатов танка Т-34.

Завод с оборудованием прибыл из Москвы в Нижний Тагил (часть станкозавода им.Орджоникидзе), но пока ещё не имеет производственных площадей.

Выпуск танков 15-20 шт. в день возможен с апреля 1942 г. Конструкторское бюро закончило работу по снижению трудоёмкости и конструктивному изменению танка Т-34, в связи с переводом большинства деталей на литьё.

В режиме тотальной экономии и бешеных темпов выпуска пришлось слегка упростить конструкцию танка. Например, из-за нехватки дизельных моторов на Т-34 какое-то время ставили карбюраторные авиационные двигатели.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Модификация ОТ-34-76 разработана в КБ УралВагонЗавод, но с 41 по 44 годы выпускался также в Сталинграде, Нижнем Новгороде и Омске.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества


Из Сталинграда, правда, производство пришлось эвакуировать по понятным причинам. Но и потенциала остальных заводов хватало, чтобы штамповать «тридцатьчетверки» в огромных количествах до конца войны. Самый массовый танк Второй мировой, все-таки. В каких-то странах стоит на вооружении до сих пор.


Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

А это уже послевоенная модификация, Т-34-85. Его выпускали с 44 по 46 годы, а в 50е он производился в Чехии (тогда еще — Чехословакии) и Польше. Участвовал в военных конфликтах вплоть до девяностых годов прошлого века!

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества


У этой модификации появилась новая пушка калибра 85 мм, еще одно посадочное место (теперь экипаж танка мог составлять не 4, а 5 человек) и новую башню с усиленной броней.


Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Ну, а это уже послевоенная история уральского танкостроения.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Танк Т-54, который серийно выпускался с 1951 по 1955 годы. Был боевой единицей стран Варшавского Договора и ряда других развивающихся государств.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Здесь же — вариация на его тему, «Объект 140». Опытный образец, который так и не добрался до армии. Разработанный в 1958 году, он был выпущен двумя тестовыми экземплярами для заводских испытаний. Но несмотря на ряд передовых решений (например, механизм выбрасывания стрелянных гильз, который снижал загазованность), танк получился безумно дорогим в эксплуатации и ремонте.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества


На создание «Объекта 140» были потрачены 16 миллионов государственных денег, но на выходе получился не самый эффективный танк, в провале которого признался даже один из конструкторов, Л.Н.Карцев. В одной из своих работ он писал:

Л.Н.Карцев, конструктор:

— ...танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Заготовки бортов для танка мог прокатывать только Ижорский завод. К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков. После нескольких бессонных ночей я написал письмо в ЦК КПСС и СМ СССР с просьбой о снятии с нас этой работы. И, к моему удивлению, просьбу восприняли как должное и, я бы сказал, с радостью. Работу сняли, а меня даже не наказали.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

А это — еще один опытный образец. Единственный изготовленный «объект 167Т». Из технических ноу-хау — газо-турбинный двигатель от... вертолета.
Несмотря на это, а также на более мощное, чем у предшественников вооружение, и противоядерную защиту, этот танк не взлетел. Помешала его принятию на вооружение разработка принципиального нового танка, «Объект 432». Плюс вето на серийный выпуск «объекта 167Т» наложил Никита Хрущев.
Инженерно в «Объекте 167» и вправду было не все гладко: газо-турбинная установка был жутко дорогая в производстве и прожорливая. Плюс, ученые никак не могли решить проблему с очисткой воздуха. В итоге теперь мы можем на него разве что любоваться.


Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

В духе времени: танк Т-55, увидевший свет в 1958 году, изначально был приспособлен к боевым действиям в условиях ядерной войны. Серийно выпускался четыре года.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества


Предшественниками 55го были Т-44 и его глубоко модернизированный вариант Т-54.
В первую очередь, эти модели получили принципиально иную компоновку мотора и трансмиссии: они теперь устанавливались поперечно, а не продольно. Таким образом удалось значительно сократить длину и высоту танка. Плюс добиться усиления бронирования, ведь забронированный объем поверхностей танка сократился вместе с уменьшением длины и высоты.
Кроме того, Т-55 умел пускать термодымовую завесу и обладал усовершенствованным оборудованием для подводного вождения.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Танк Т-62 выпускался с 1962 по 1973 годы. Использовался, в том числе, в конфликтах на Северном Кавказе, до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Истребитель танков ИТ-1. На вооружение принят в 1968 году, но в боях не использовался, хотя мог бы навести немало шороху.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Это был первый советский танк с ракетами на борту. Более того, ракеты — были его основным оружием: за раз в механизм заряжания помещались 12 управляемых ракет с дальностью полета до 3,3 км.
С вооружения прогрессивная машина была снята из-за больших габаритов и устаревшей элементной базы.


Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.Сама не стреляет, но помогает в ремонте и починке. Прямо в поле.

На вооружении с 75 года, серийное производство стартовало в 1984 году. Один из героев ликвидации аварии в Чернобыле. Также участвовала в боевых действиях на Северном Кавказе.

Герой 70х, 80х, 90х и наших дней.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Принятый на вооружение в 73 году, танк Т-72 состоял и состоит на вооружении стран СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Югославии. Там же он, кстати, выпускался по лицензии вплоть до распада Югославии на кучку суверенных стран.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Имеется в общей сложности не менее 29 модификаций, которые выпускались или выпускаются по сей день в Словакии, Польше, Хорватии, Сербии, Украине.


Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

И — наши дни. Т-90, он же «Владимир», разработка конца 80х-начала 90х годов.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Двигатель — V12 мощность в 1000 л.с при 2 000 об/мин, на борту — электронно-оптический прибор наблюдения с режимом ночного видения. До кучи есть активная защита с комплексом оптико-электронного подавления, которое не дает противнику уничтожить Т-90 противотанковыми ракетами.
Жаль, что такое богатство в большей степени доступно индусам, а не нам.
Парадокс: Т-90 активно поставляют в другие страны, но на вооружении российской армии состоит, по разным данным, от 250 до 500 штук.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества


Вплоть до 2020 года танкостроение исключено из списка приоритетов нашей армии (это же, например, не пижонская форма от Юдашкина), так что вряд ли их станет больше в наших войсках.

Спецрепортаж 66.ru: нержавеющие защитники отечества

Репортаж: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

66.RU