Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вячеслав Воробьев, ВТБ24: «Местные власти дают нам бизнес-подсказки»

14 сентября 2012, 08:07
Вице-президент ВТБ24 в интервью Порталу 66.ru раскрыл неочевидные смыслы соглашений банка и областного правительства.

На днях топ-менеджер банка прилетел в Екатеринбург, чтобы подписать первые намерения о сотрудничестве с губернатором Евгением Куйвашевым. Мы решили внести ясность и подробно разобраться в сути этих намерений.

«Мы в первую очередь ориентируемся на рынок, а не на отношения с властью»

— Только-только банк выстроил отношения с предыдущим губернатором области, как пришла пора налаживать контакт с новым правительством. Как руководство ВТБ24 отнеслось к такому сюжетному повороту?
— Смена власти — естественный процесс. Он не отменяет преемственность между прежним и нынешним руководством в работе с банками. Мы в первую очередь ориентируемся на рынок, а не на отношения с властью. Наша совместная с правительством задача заключается в том, чтобы максимально эффективно реализовать наши возможности по экономическому развитию региона. Свои возможности мы себе представляем отчетливо: здесь у нас создана хорошая база и есть все перспективы для роста бизнеса. Нужно идти дальше. Так что нам нет нужды заново договариваться с губернатором. Есть задача заключать новые соглашения.

— Есть ли у банка планы, которые не были реализованы при Александре Мишарине, но могут быть реализованы при Евгении Куйвашеве?
— Таких планов нет, но у нас есть большие амбиции, которые мы можем осуществить в партнерстве с областными властями. Сейчас в Екатеринбурге мы выдаем каждый восьмой ипотечный кредит, а хотим выдавать каждый пятый. С одной стороны, у нас есть хорошо отлаженная процедура выдачи ипотеки, с другой стороны, Екатеринбург интенсивно застраивается. Потом, за 7 месяцев текущего года мы уже вдвое увеличили портфель кредитов малому и среднему бизнесу в Свердловской области по сравнению с тем же прошлогодним периодом. И хотим удвоить и нынешний результат. В том числе с помощью плотной работы по совершенно конкретным направлениям. Например, поддерживая областной гарантийный фонд, с которым опять же взаимодействуют власти.

— Какова роль областного правительства в развитии вашего бизнеса здесь? Кредитовать застройщиков и малый бизнес вы можете и напрямую, без вмешательства властей. В чем тогда смысл этих соглашений?
— Вы же прекрасно понимаете, что масштабы нашего бизнеса оказывают заметное влияние и на экономику региона, и на потребительский спрос. И эти объемы областные власти должны учитывать при планировании и расставлении акцентов в экономическом развитии, чтобы не получилось дисбаланса между спросом и предложением. С нашей стороны было бы глупо не учитывать эти акценты и специфику региона. Когда ты действуешь осмысленно и согласованно, ты эффективен.

— То есть, вы, по сути, спрашиваете у власти: «Расскажите нам, в каком направлении движется экономика, что мы можем ей предложить…»?
— …«Можем ли мы здесь объединить усилия?». Можем. Каким образом эти усилия объединить, на что сделать акцент? В этом суть.

«Чем больше инструментов, эффективных и разумных, тем лучше всем участникам рынка»

— Я знаю, раньше большим подспорьем в отношениях ВТБ24 с областным бизнесом было министерство инвестиций и развития. Сейчас оно ликвидировано. Будет ли банк корректировать планы своей работы с бизнесом в отсутствие такого мощного посредника?
— Вы знаете, подобные инструменты и инфраструктура — они, безусловно, важны для нас. Но объемы бизнеса, который мы делаем на открытом рынке, на порядки больше, потому что мы все же рыночная структура. И я абсолютно уверен, что на наши объемы и на нашу динамику «выключение» этого механизма никак не повлияет. Да, чем больше инструментов, эффективных и разумных, тем лучше всем участникам рынка. Но наши перспективы и возможности определяет наша рыночная позиция и самостоятельная работа. Я бы одно другому не противопоставлял. Хорошо, когда такие инструменты есть, но если нет — что же, сидеть и ждать у моря погоды? Нужно двигаться дальше, и использовать то, что ты имеешь.

— В связи с этим вопрос по Транскредитбанку: на какой стадии сегодня находится его интеграция в структуру ВТБ24?
Мы уже решили много практических задач по унификации продуктового ряда и по переходу ТКБ на стандарт нашей коммерческой модели и модели продаж. Непосредственно сейчас мы отрабатываем перевод отделений ТКБ на формат работы наших офисов для того, чтобы как можно лучше подготовиться непосредственно к присоединению. Вообще, перед нами не стоит задачи в конкретный день «Н» начать новую жизнь. Задача, скорее, в том, чтобы привести в готовность к присоединению персонал и все внутренние системы ТКБ. Например, с апреля следующего года мы начинаем продажу продуктов ВТБ24 в сети Транскредитбанка, чтобы люди получили навыки работы с ними и лучше их узнали. Чтобы ни для сотрудников, ни для клиентов не было никаких веских одномоментных изменений.

— Судя по всему, как минимум один продукт ВТБ24 все же переймет у Банка Москвы. Я имею в виду ипотеку на малоэтажное жилье.
— Мы сейчас эту технологию пробуем на площадке Банка Москвы. Посмотрим, как пойдет, а потом уже будем решать, стоит этот продукт тиражировать на всю группу или лучше оставить его в виде специфического сервиса Банка Москвы. Но в целом забегать вперед я не хочу. У нас есть осмысленная стратегия развития. Банк Москвы — самостоятельный банк, желающий сконцентрировать свои усилия на среднем бизнесе, но делающий розницу по стандартам ВТБ24.

— В 2010 году банк уже продвигал здесь идею малоэтажной ипотеки. В 2011 году разговоры про нее стихли. Что-то не получилось?
— Все делается в свое время. Продумывается продуктовое предложение, готовятся и тестируются технологии. Мы как раз делаем то, о чем договорились в 2010 году. Анонсировали проект, изучили спрос, подготовили предложение и сейчас смотрим, как оно работает.

«Работа с персоналом — это сплав технологий и работы души»

— Региональный банковский рынок, на мой взгляд, испытывает сегодня нехватку квалифицированных кадров. Как с ними обстоят дела в ВТБ24?
Нам удается брать лучших сотрудников с рынка, в том числе и потому, что мы даем им хорошие условия работы и достойную зарплату. Они чувствуют себя нужными и полезными с социальной точки зрения, потому что осознают, что работают в организации, которая несет благо их землякам. Мы огромные средства инвестируем и в обучение, и в наставничество, потому что осознаем, что было бы нечестно выставить неподготовленного человека сразу на фронт-линию. Конечно, его нужно подготовить.

— Что все-таки является критическим фактором для развития банка: грамотная команда или грамотный управляющий?
— Одно без другого невозможно. Грамотный руководитель является одним из ключевых факторов построения успешной команды. ВТБ24 — это настолько большая организация, что влияние системных факторов ты не отменишь. Так что мы системно работаем и по подбору кадров, и по их обучению, и по их мотивации работать именно у нас. Но и субъективные, личностные факторы чрезвычайно важны. От того, какую атмосферу управляющий создаст в коллективе, как он расставит акценты и проявит талант наставника, зависит очень многое.

— Управляющие самостоятельно набирают кадры?
— Нет, этим занимается система. У нас есть специально обученные люди, которые работают на рынке труда. Но управляющий — это тот человек, который принимает решение, кому из претендентов достанется должность. Есть такие тонкие вещи, которые ни одна машина не распознает. Так что работа с персоналом — это сплав технологий и работы души. Ни одна машина с ней не справится.

— Дайте небольшой прогноз по поводу того, сменятся ли в ближайшее время акценты на рынке банковских услуг?
— Мы в этом году увидели, что темпы роста розничного кредитования значительно опережают прогнозы экспертов. Все ориентировались процентов на двадцать, а рынок растет вдвое быстрее, если судить по итогам первой половины года. Может быть, в конце года рост замедлится, но на 36–38% рынок выйдет. Сегодняшняя динамика этого направления отчетливо напоминает ситуацию четырехлетней давности, когда кредитование было на пике формы. В первом полугодии 2008 года кредитные портфели выросли на 20%, а сейчас этот показатель составляет, может быть, 18–18,6%. Такова специфика этого года, обусловленная в том числе и отложенным спросом, и сравнительно плохой ситуацией в экономике, и чувством стабильности и уверенности. Но рынок будет замедляться.

— Какова сегодня основная тенденция рынка розничного кредитования?
— Мы наблюдаем вовлечение в потребительское кредитование сегмента населения с небольшими доходами. Скорее всего, во второй половине года произойдет определенное замедление такого кредитования, хотя обычно для конца года характерен бурный, взрывной рост. Это замедление продолжится и в следующем году, поскольку ожидается замедление роста экономики в целом. Люди будут больше ориентироваться на сбережение. Рынок потребительского кредитования близок к насыщению, а рынок ипотечного кредитования и кредитных карт еще не исчерпал свой потенциал. Так что в долгосрочной перспективе эти два направления будут развиваться наиболее динамично.

«Главное, чтобы человек разумно оценивал возможности выплаты обязательств»

— Вы говорите, сейчас начали активно кредитоваться и люди с небольшим доходом. Это прежде всего их собственные желания, сформированные внутренними потребностями, или работа банков по продвижению своих услуг?
— Это доступность банковских услуг в том числе. Разумеется, в основе такого поведения лежит естественное желание человека улучшить стандарты своей жизни. И это желание при нынешнем развитии кредитных продуктов человек может легко осуществить. Главное, чтобы человек разумно оценивал возможности выплаты обязательств.

— На мой взгляд, сегодня с этим есть проблемы.
— Нет, люди стали более грамотными, они консервативнее оценивают степени риска и тщательнее отрабатывают возможные варианты. Любые полученные уроки, в том числе и уроки кризиса, не проходят даром. Люди быстро учатся, и это хорошо.

Фотографии: Дмитрий Горчаков