Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Издательский бизнес: жизнь в долг или по бартеру. Часть II

6 июля 2010, 19:09
Колонка
Но ведь издают же новые издания, и даже с виду, казалось бы, успешные (это если издание не только красивое, но и периодичное), значит, не так все плохо в этом бизнесе, — возразят мне скептики.
Да, издают. Кто-то и где-то. Но, скорее всего, эта успешность — зрительный обман.

Пример № 1. Очень показательный.

Пришли как-то к моему дизайнеру студентики уж не помню какого факультета УрГУ и говорят: «Мы решили издавать новое уникальное для города и области спортивное издание! И у нас все получится! Но нам нужна ты, хорошая верстальщица, которая сделает нам модель этой газеты и потом будет верстать ее!» И ведь нашли где-то деньги, так сказать, стартовый капитал — на пилотную печать, разработку макета и верстку газеты (за написание текстов в номер они даже париться не стали — зачем, если есть чудесный сайт www.eurosport.ru). Я сидела и ухмылялась их потугам. После того, как они гордо удалились из кабинета, мы запустили в редакции тотализатор, сколько эти мальчики продержатся со своим спортивным ноу-хау. Мальчиков хватило на три месяца — потом, видимо, кончились деньги. Но они не отчаялись. Перестав выпускать газету, они решили ее продать, как «успешный готовый бизнес»! Я под столом!

Больше месяца объявление о продаже (за 150 тысяч) висело в рубрике «Готовый бизнес» на 66.ru. В объявлении гвоорилось, в частности, о том, что «продается успешная спортивная газета с раскрученным именем, с обширной клиентской базой (ну как базой... в базе были клиенты, которые согласились по бартеру, за бесплатное размещение в их газете, поставить стойки с их бесплатной газетой на своей территории — прим. автора), со стабильной прибылью и бла-бла-бла». Потом цена в объявлении снизилась до 100000, а потом само объявление пропало куда-то, видимо, закончилась его «актуальность». А мальчики сдулись совсем. И издавать пока больше ничего не собираются.

Пример № 2. Удачный, но исключительный.

Некий молодой человек однажды решил издавать свою газету в одном из пригородов Екатеринбурга. И, представляете, у него получилось издавать ее больше полугода! И, что самое удивительное, в газете этой работает хороший верстак, куча журналистов, и даже на печать денег хватает... Потому что деньгами на это замечательное газетное хобби его снабжает «папик» — не в смысле родной отец или любовник, а в том смысле, что этот молодой человек работает на одного, скажем так, бандита, которому выгодно иметь свою газету накануне очередных выборов. Понятное дело, что она сама себя не окупает и окупит ли (если, к примеру, бандит не выиграет выборы) — спорный вопрос.

Отвлечемся от примеров и вернемся к сути вопроса. Зачем сегодня начинать что-то издавать, если это не принесет прибыли? Если есть деньги (из основного бизнеса, из кармана «папика» или из волшебного сундука с деньгами), то, например, ради самовозвеличивания. Если денег нет, но издавать что-то очень хочется, то как минимум — для того чтобы попробовать и успокоиться на «я хотя бы попробовал», как максимум — чтобы порвать одно место, но заработать (зарабатывать периодически) хотя бы гроши и туманную перспективу стать богатым, когда издание раскрутится.

Если с финансами ситуация 50 на 50, то можно, например, успокоиться на бартере. Рекламодатели с издателями нынче очень активно взаимодействуют по бартеру. Уж здесь-то есть где разгуляться. Можно и зубы бесплатно вылечить, и на отдых съездить (в местный санаторий или по самым дешевым путевкам, но за границу!), и заняться любым видом спорта, и на разнообразные процедуры в салоны красоты ходить, и безлимитно общаться по сотовому и интернету, и ремонт дома сделать (хотя бы частичный), а потом еще и бытовой техникой квартиру обставить, и много всего еще. При этом на печать издания, где сей чудесный бартер будет размещаться, а также на верстку чудесных бартерных модулей (которые, по требованию заказчика, должны быть нехуже, чем оплаченные) издателю зарабатывать, видимо, где-то в другом месте... Вот как-то так.

Когда меня спрашивают, а что я в таком случае делаю на этом рынке и почему не пугаюсь запускать новые проекты или браться за «подержанные», я отвечаю примерно так. Я на этом рынке не для того чтобы зарабатывать «бешеные бабки», я, так скажем, из тех идейных издателей, которых не всегда волнует сверхприбыль, если получается работать хотя бы в небольшой плюс. Я действительно считаю, что с помощью журналистики пока еще можно влиять на общество. И если грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами (газетами, журналами, да даже, собственно, издательскими идеями), то периодически можно срывать куш в несколько сотен тысяч рублей. Только где такой грамоте учат? Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.

Кстати
В России работают 16 тысяч издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок, а также тем, что издательский рынок достаточно открытый. Об открытости говорит, например, разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес, а «благое намерение» возместить существующий пробел на рынке. Однако удержаться на этом рынке крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.