Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алкоголики, журналисты, нищие

12 января 2011, 14:19
Колонка
Об особенностях профессий, плохо влияющих на здоровье.

«Сегодня мы поговорим про профессиональные заболевания журналистов, — сообщил притихшей аудитории Андрей Русаков. — А именно: нищету, зависть, пьянство, дилетантизм, болезненную самовлюбленность и отсутствие моральных устоев».

Русаков преподавал на факультете связей с общественностью в свободное от работы время. По основному роду занятий он был пресс-секретарем «Единой России», а также одним из самых профессиональных пиарщиков Екатеринбурга и его окрестностей. На его парах в университете всегда был аншлаг, ни одного свободного места.

«Корень и первопричина всех бед — копеечные зарплаты. На те деньги, которые платят в большинстве провинциальных изданий, взрослый человек жить не захочет, не сможет и не будет», — лектор сделал паузу, и студенты начали лихорадочно конспектировать сказанное.

Низкие доходы, — писал я в тетради, — ведут к поголовному дилетантизму среди журналистов. Репортерами работают юные мальчики-девочки, которые журфак или едва закончили, или недавно начали. Они могут быть талантливы, но им катастрофически не хватает жизненного и профессионального опыта.

Второе после дилетантизма заболевание — зависть. Журналисты небогаты, но постоянно общаются с состоятельными людьми: бизнесменами, директорами, чиновниками, деятелями шоу-бизнеса. Когда часы собеседника стоят дороже твоей машины — это цепляет за живое. Такой контраст вызывает мучительную зависть и лютый комплекс неполноценности.

Чтобы заглушить комплекс неполноценности, журналист начинает пить и хвастаться. Алкоголь, как известно, отличный анестетик. Вот только его побочный эффект — сильный вред здоровью, а также профессиональному и карьерному росту.

Поучительный пример: парень журналистил в местном деловом издании, затем редакторствовал в Москве, довел свой ежемесячный доход до 150 тысяч рублей. Длительные запои выкинули его со столичного редакторского кресла в маленькую однушку на окраине Екатеринбурга. Впрочем, и ее он скоро продаст. Долгов много, работы нет, а выпить хочется.

И последнее, самое неприятное заболевание. Чаще всего формат издания и редакционная политика категорически запрещают журналисту иметь собственное мнение. По любому вопросу он должен предоставить позицию нескольких сторон, а также комментарии экспертов. Точка зрения автора чаще всего не интересует никого, кроме него самого.

Невозможность высказать свою позицию ведет к тому, что эта позиция у журналиста или напрочь исчезает, или становится невероятно пластичной. Это очень вредно для моральных устоев человека, особенно если он молод.

«Простите, а нам-то это зачем? — подала голос первая парта. — Мы же не журки бестолковые, а пиарщики будущие. Это совсем другая каста».

«Весьма, весьма популярная точка зрения, — ласково улыбнулся Андрей Геннадьевич. — К вашему сведению, средняя зарплата пиарщика в Екатеринбурге примерно равна репортерской или даже ниже. Выводы сделайте сами».