Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Комдир «Мотива»: Идем на север, чтобы не потерять клиентов

30 сентября 2011, 19:00
Екатерина Хворостова, коммерческий директор телекоммуникационной группы «Мотив», объяснила, зачем региональному оператору строить сеть в соседних регионах.

Еще в апреле екатеринбургский оператор «Мотив» выиграл конкурс на частоты в Курганской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Но только сейчас оператор раскрыл свои планы.

— В течение двух лет мы 100% выйдем на новую территорию и начнем там работать. Скорее всего, на первом этапе это будет тестовая эксплуатация. Мы не готовы озвучивать стоимость инвестиций. Сейчас ведем активные переговоры по поводу аренды каналов, чтобы запустить сеть. Некоторое время назад у нас в Сургуте был внутризоновый оператор, сейчас мы думаем над тем, чтобы вновь его открыть. Все лицензии остались — с этим проблем нет.

— Знаете, я до сих пор не могу понять, зачем вам нужно выходить в северные регионы и строить там сеть с нуля? Очевидно же, что рынок уже поделен, цены на голосовой трафик уже не такие, как несколько лет назад.

— Во-первых, большое количество наших абонентов постоянно ездят по УрФО. В этом случае они зачастую отказываются от нашей симки или она становится второй. Плюс к тому, порядка 8% населения Свердловской области, которые сейчас не являются нашими клиентами, готовы стать ими, если мы сможем предложить льготный роуминг по УрФО. Еще один аргумент в пользу развития «Мотива» в северном направлении — там нет оператора-дискаунтера, а значит, эта ниша свободна. К тому же там ARPU на 20% выше, чем в Свердловской области. Также надо прекрасно понимать, что с получением лицензий повысилась стоимость нашей компании.

Екатерина Хворостова убеждена, что экспансия в северные регионы позволит удержать существующих клиентов.

— Но ведь собственники «Мотива» всегда заявляли, что не собираются продавать бизнес?

— А никто не говорит о продаже. Но это позволяет нам больше привлекать кредиты, например.

— Логично предположить, что теперь вы постараетесь получить лицензии для работы в Челябинске, Перми и Тюмени?

— Да, конечно, ждем, когда объявят конкурс. На самом деле мы принимали участие в нескольких, но тогда выиграть лицензию не получилось.

— Каковы ваши амбиции в новых регионах?

— Мы рассчитываем получить не менее 10% рынка, или 300 тысяч абонентов на конец первого года работы сети.

На новых рынках у оператора весьма амбициозные планы — 10% к концу первого года работы.

— У меня один знакомый работает в сотовой компании. Я ему тут говорю: смотри — у «Мотива» уже больше 2 млн абонентов. А он мне в ответ: было бы гораздо интереснее узнать, сколько они приносят им денег.

— Конечно, мы не можем назвать абсолютные цифры. Но мы сравнивали обороты федералов и наш. Могу сказать, что в Свердловской области мы входим в тройку. Отмечу, что в новых регионах мы на первом этапе не ставим себе задачу заработать — на первом месте будет набор клиентской базы.

— Я достаточно давно являюсь клиентом «Мотива», но некоторое время назад завел второй телефон и подключился к федеральному оператору, так как там есть 3G и дешевый роуминг. Какое количество абонентов использует вашу симку в качестве второй?

— Думаю, что этот показатель не превышает 20%. Мы участвует в конкурсах, пытаемся получить лицензию на 3G или LTE. К тому же есть слухи, что, возможно, для этих стандартов выделят дополнительные частоты...

— Одна из главных тем последнего года на рынке сотовой связи — роуминг. Все мы помним заявление премьера о том, что операторы «в добровольном порядке снизят стоимость услуг». А что делает «Мотив» с этим направлением бизнеса?

— Мы постоянно ведем переговоры с международными операторами, чтобы снизить стоимость звонков для наших клиентов. Недавно мне пришел ответ от одного эмиратского оператора. Они сказали, что готовы снизить стоимость в случае увеличения количества поездок их клиентов к нам. Кстати, сейчас стоимость звонков из ОАЭ около 200 рублей. У «большой тройки», кстати, не дешевле.

Также мы стараемся снизить стоимость звонков для наших клиентов при поездках по России. К сожалению, федеральные операторы готовы сделать бесплатные входящие для абонентов «Мотива» только в том случае, если мы выберем одного роумингового партнера. Но мы пока не можем согласиться на такую схему работы, так как пока есть места, где есть «Билайн», но нет «МегаФона», и наоборот. Именно поэтому у нас есть хорошие цены с Tele2, но не очень приятные — с «Билайном». С ними сейчас заключили договор, благодаря которому они перестали брать с абонентов за входящие 12 рублей.

«Мотиву» все тяжелее конкурировать с операторами «большой тройки». Но компания надеется получить лицензию на 3G или LTE.

— Что вы думаете о перспективах «виртуальных» операторов в Свердловской области?

— В России есть удачные примеры создания подобных операторов. И мы думали о таком проекте. Но очевидно, что «виртуальный» оператор должен быть дискаунтером, а значит, мы бы просто переманили абонентов «Мотива». Зачем нам это? Понятно, что эти затраты могут и не окупиться. Кстати, мы рассматривали вариант выходить на новые рынки под новым брендом. Но решили, что нам поможет наша репутация и имидж: у многих «Мотив» ассоциируется с низкими ценами.

— Не так давно столкнулись с тем, что в «Гринвиче» есть провайдер «Мотив», но стоимость — один рубль за мегабайт. Конечно, мы выбрали другого. Насколько этот бизнес приоритетен для вас?

— Действительно, в группу компаний входит оператор, который занимается междугородней и международной связью. И перед ним стоят определенные цели, но не в сегменте физлиц, а на операторском рынке. Также мы предлагаем провайдерские услуги, но в основном работаем на договорной основе, а на сайте вы видели заградительные тарифы, чтобы не было большого потока клиентов. По большому счету, все эти услуги мы предоставляем только для того, чтобы окупить некоторые наши затраты, но не заработать. Отмечу, что в этом плане для нас приоритетен операторский рынок.

Пока «Мотив» не собирается выводить на рынок телефоны под собственным брендом и вкладывать в сотовый ритейл.

— Что вы думаете о перспективах NFC? Станете ли развивать это направление?

— Для нас самое главное — чтобы новая услуга была проста для использования абонентами, но таких достаточно мало. Вы вот готовы пойти к оператору, чтобы поменять сим-карту?

— Если можно будет оплачивать на заправке, то я пойду и возьму такую сим-карту.

— Сейчас другие операторы протестируют эту услугу на заправках, в метро, а мы потом просто объединим и запустим. Думаю, что это лучший вариант поведения в данной ситуации.

— Еще одна тенденция — все операторы «большой тройки» занимаются продажей брендированных телефонов и другого оборудования. Есть ли такие планы у «Мотива»?

— На самом деле у меня в кабинете лежат шесть телефонов, которые можно брендировать. Но мы не можем решить, а стоит ли нам это делать? Но кое-что у нас появится. Речь идет о розетках с сим-картами, которые позволяют управлять ей при помощи СМС-сообщений. Мы заказали очень небольшую партию. Это весьма полезная вещь для корпоративных клиентов. Но это больше имиджевый проект.