Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Райффайзенбанк»: кардинального передела банковского рынка не будет

2 ноября 2010, 09:14
Директор уральского филиала «Райффайзенбанка» Виталий Милованов за бизнес-завтраком с редактором 66.ru рассуждает о настоящем и будущем иностранных банков в России и на Урале.

Прогнозы финансовых аналитиков по поводу судьбы иностранных банков в России расходятся. Одни говорят о том, что в ближайшее время дочерние структуры иностранных банков активизируются и им удастся занять большую долю рынка. Другие говорят, что у «иностранцев» могут возникнуть сложности из-за высокого уровня просроченной задолженности.

Чтобы развеять все слухи и изучить ситуацию изнутри, 66.ru встретилась за бизнес-завтраком с директором уральского филиала «Райффайзенбанка» Виталием Миловановым.

— Предпочитаю по-европейски лаконичный и полезный для здоровья завтрак: апельсиновый фреш.

Аналитики прогнозируют, что в ближайшее время именно дочерние структуры иностранных банков будут наиболее активно стараться отвоевать большую долю рынка. Согласны ли вы с таким прогнозом?
За время кризиса произошел некоторый передел рынка: были поглощены некоторые проблемные банки, у ряда банков ЦБ отозвал лицензию. Сейчас политика ЦБ и правительства направлена на сохранение на рынке крупных надежных банков. Это прежде всего госбанки, «дочки» иностранных банков, крупные частные банки. Очевидно, они и будут расширять свое присутствие на рынке.

Если раньше рынок напоминал мозаику из множества элементов, где каждый хотел и имел возможность заполучить некоторую долю рынка, то теперь рисунок этой мозаики значительно укрупнился?
В некоторой степени да. При этом нужно понимать, какой ценой банкам доставалась доля рынка. Еще свежи в памяти примеры, когда банки, не имевшие мощных акционеров, стабильной депозитной базы, направляли краткосрочные ресурсы на ипотечные кредиты и инвестиционные проекты, занимая средства на межбанке.

Стабильно растущий рынок позволял существовать такой «перекошенной» модели ведения банковского бизнеса. Некоторые банки наращивали капитализацию, спешно открывая все новые и новые отделения. Но за красивыми офисами и рекламой в ряде случаев оказывались «скелеты в шкафу»: нестабильность капитала и дисбаланс активов и пассивов. Кризис лишь обнажил эти проблемы, показав, насколько опасна борьба за долю рынка любой ценой.

До 2008 года за красивыми офисами банков и рекламой часто скрывались «скелеты в шкафу»:
Нестабильность капитала и дисбаланс активов и пассивов.

Однако в 2010 году мы стали свидетелями целого ряда громких заявлений крупных игроков банковского рынка. Во-первых, сменили стратегию «Сбербанк» и ВТБ24, оба госбанка теперь намерены наращивать долю рынка. Подобные заявления делали также и частные региональные банки. К примеру, банк «Открытие», к которому в 2011 году перейдет «Свердловский Губернский банк», намерен занять не менее 10% уральского рынка. Какова Ваша оценка: поменяется ли «ландшафт банковского рынка» на Урале?
Хорошо, что такие заявления есть: бизнес не может развиваться без амбициозных целей. Действительно, как я говорил, крупные банки будут усиливать свои позиции: в их распоряжении такие преимущества, как отлаженные банковские технологии, запас прочности, эффект масштаба.

Что касается региональных банков, они могут, используя свои ключевые компетенции, в том числе такие, как гибкость и отличное знание местного рынка, закрепиться в той или иной нише, оказывать те услуги, которые затруднительны для федералов. Круглосуточная работа, удлиненный операционный день, присутствие в небольших городах области, кредитование малого и микробизнеса, в том числе фермерских хозяйств, участие в областных программах. Это лишь небольшой перечень категорий и услуг, где всегда преуспевали региональные банки.

В целом, борьба за долю рынка в 2011 году будет вестись куда более осторожно, чем в 2006-2008 годах. Кризис напомнил всем о том, что каждое новое отделение банка должно окупаться как минимум в среднесрочной перспективе, а доля просрочки по потребительским кредитам имеет свойство увеличиваться в разы в условиях экономического спада, когда проблемы с возвратом кредитов сочетаются с сокращением объема выдачи новых кредитов.

Крупные банки в 2011 году усилят свои позиции:
Регионалам останется бороться за нишевые сегменты рынка.

И тем не менее, крупные игроки уже озвучили стратегию развития на ближайшие год-два — и их планы весьма амбициозны. В частности, «Райффайзенбанк» продолжает развивать региональную сеть — вот-вот откроется отделение на «Уралмаше».
Да, отделение на «Уралмаше» уже начало работу с ноября. На самом деле, это был переезд отделения «Плотинка». Такая смена места была просто необходима в условиях борьбы за эффективность, а это как раз является стратегическим приоритетом «Райффайзена» на ближайшие годы.

Основная статья расходов у розничного отделения — это аренда, поэтому мы взвешиваем целесообразность аренды каждого дополнительного метра. Ведь в конечном итоге все наши расходы прямо или косвенно влияют и на стоимость банковских услуг для потребителя.

Среди важных стратегических проектов банка выделю также подходящий к завершению проект региональной реорганизации. На практике новая модель присутствия «Райффайзена» в УрФО будет выглядеть так: один филиал в Екатеринбурге и сеть открытых от него операционных офисов в Челябинске, Тюмени, Сургуте, Златоусте, Миассе и Магнитогорске.

Согласно экспертным оценкам, в России наибольший объем просроченной задолженности по кредитам выявлен именно у дочерних иностранных банков. У вашего филиала серьезные проблемы с просрочкой?
В Екатеринбурге у «Райффайзенбанка» не очень высокий уровень просрочки: около 3,3%, из них в корпоративном сегменте — 1,6% от корпоративного кредитного портфеля, в рознице — около 8%. Сейчас наши усилия сосредоточены на работе с просроченными долгами в рознице. В основном мы это делаем самостоятельно, но не исключаем возможности передачи части проблемных кредитов на аутсорсинг коллекторским агентствам.

Не вижу ничего плохого в продаже «плохих долгов» или передаче функции их сбора третьим лицам.


Отличается ли подход российских и иностранных банков к работе с просроченной задолженностью?
Вы имеете в виду подходы иностранных банков за рубежом? Нет, подходы те же, но менталитет заемщиков отличается от региона к региону. Думаю, например, в Европе, письмо с требованием погасить просроченную задолженность будет более действенно, чем в России. У нас более эффективным средством является личная беседа. В целом, в Европе более развиты институты, работающие с «плохими долгами». Кроме того, западное законодательство дает больше рычагов эффективного воздействия на должников.

Несмотря на накопленную просрочку, уральские банкиры все же не торопятся продавать долги коллекторам. У вас иная позиция?
Думаю, что банкиры и коллекторы пока «прирабатываются» друг к другу. Если их сотрудничество покажет хороший результат, эта схема будет развиваться. В целом, в условиях правового государства и развитого института коллекторства, не вижу ничего плохого в продаже «плохих долгов» или передаче функции их сбора третьим лицам.





P.S.: Благодарим за проведение интервью и фотосъемки SKY-cafe.