Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом

20 февраля 2019, 18:39
Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом
Фото: 66.RU
В Федеральной службе исполнения наказаний и полиции усомнились в словах адвоката и заявили, что им никаких жалоб не поступало.

Адвокат одного из основных фигурантов дела хакеров Lurk Константина Козловского Ольга Кезик на своей странице в Facebook заявила о том, что «не может оказывать услуги по защите на должном уровне». Причина — нарушение прав клиента в суде.

Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом
Фото: 66.ru; Ольга Кезик

«2500 томов уголовного дела. Большая часть — адвокаты по назначению. Защите предоставили время для ознакомления с материалами дела — два дня. Интересно, сколько надо времени, чтобы просто перелистать это дело? Явно поболее…» — написала адвокат.

Ранее сами подсудимые неоднократно заявляли о том, что тоже не могут нормально ознакомиться с материалами дела. Причина в том, что во время этапирования в екатеринбургские СИЗО у них отобрали электронные книги, предоставленные им следственными органами в Москве для изучения обвинительного заключения и документов, относящихся к делу.

«В судебном заседании этих книжек нет. Такое впечатление, что включен зеленый свет для рассмотрения уголовного дела, невзирая на нарушения прав подсудимых. С широко закрытыми глазами. По принципу: и так сойдет», — пишет Кезик.

Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом
Фото: 66.ru

Также Ольга Кезик назвала «пытками» то, что приходится терпеть подсудимым в дни их присутствия на судебных заседаниях. По словам адвоката, подъем у хакеров в 5–6 утра, после коротких сборов их везут в Кировский суд, где в течение нескольких часов они ожидают начала процесса (как правило, оно назначено на 11:30, однако каждый раз происходит задержка на час-полтора). Все время судебного заседания, которое чаще всего заканчивается около 17–18 часов, мужчины проводят в душном аквариуме. Из еды в это время им предоставляют «минимальный сухпай и одну кружку горячей воды», заявляет адвокат.

«Никакой воды не наливают. Потом назад, в СИЗО. Получают сданные матрацы, в камере [оказываются] к 23 часам. А утром в 5–6 снова процесс (имеется в виду подъем, — прим. ред.). Когда, спрашивается, готовиться к суду? » — возмущается Ольга Кезик.

Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом
Фото: 66.ru

Стоит отметить, что во время одного из слушаний Константин Козловский жаловался еще и на то, что не может пребывать в маленькой одиночной камере, где кровать находится в непосредственной близости к месту, куда он справляет нужду.

Корреспонденты 66.RU обратились за комментариями в ГУФСИН России по Свердловской области. У пресс-секретаря ведомства слова адвоката Ольги Кезик вызвали недоумение и негодование.

Александр Левченко, начальник пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области:

Адвокат хакера Lurk пожаловалась на «пытки»: подсудимых морят голодом и не дают знакомиться с делом

— Когда обвиняемые выезжают на слушания, их всегда кормят, при любых обстоятельствах. Конечно, того, кто не хочет есть, заставлять не будут. Их право. А еще им с собой выдается — это не обед, не сухпаек, а суточный рацион. Вечером по возвращении их тоже кормят. Так что никаким голодом они страдать не могут.

Что касается кипятка и питьевой воды — по словам представителя ГУФСИН, за эту сферу отвечает полиция.

По поводу электронных книг, которые подсудимые якобы практически не видят и не могут использовать во время заседаний в суде, Александр Левченко пояснил следующее: «Вчера им точно выдавали книги с собой, и здесь они этим пользуются 100%. Это лично утверждает руководитель СИЗО. Другой вопрос о том, как ведут себя с этой книгой полицейские. Мы ведь взаимодействуем. Вы спросите у адвоката, самого лучшего и самого честного, когда это все было. Они от нас уезжают с книгами, а что происходит там, на месте — мы не знаем. В суде ведь полиция их опекает. У нас проблем нет». Также официальный представитель регионального ГУФСИН заявил, что все слова адвоката могут оказаться фейком, поэтому их нужно тщательно проверять. Нужно, чтобы Ольга Кезик назвала конкретные даты, когда, по ее мнению, происходили нарушения, так как иногда «адвокаты подобными способами отрабатывают заплаченные им деньги: могут что угодно инициировать в интересах, как они думают, своих подзащитных».

Напоследок Левченко обратил внимание на то, что жалоб от подсудимых к руководству следственного изолятора нет. Об отсутствии каких-либо жалоб заявили и в полиции.

Пресс-группа УМВД по Екатеринбургу:

— В настоящее время в службу конвоя жалоб, каких бы то ни было, по данному факту не поступало. В случае появления подобных сигналов будет проведена проверка в соответствии с действующим законодательством.

Напомним, в Кировском районном суде продолжается рассмотрение резонансного дела хакерской группировки Lurk, на счету которой — многомиллионные хищения, слежка за главами российских промышленных холдингов, взлом электронной почты Хиллари Клинтон и кибератаки на Национальный комитет американской Демократической партии с целью влияния на ход и результаты выборов президента в США в 2016 году. На скамье подсудимых 22 человека, им инкриминируют часть 4 статьи 159.6 УК РФ («Мошенничество в сфере компьютерной информации в особо крупном размере, совершенное группой лиц»), статью 210 УК РФ («Организация либо участие в преступном сообществе»), часть 2 статьи 273 УК РФ («Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»), часть 3 статьи 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации»).

В октябре прошлого года одному из членов хакерской группировки LurK Игорю Маковкину был вынесен приговор. Мужчина заключил со следствием досудебное соглашение, признав свою вину. Поэтому слушания проходили в особом режиме. Хакеру предъявили обвинение по части 4 статьи 159.6 УК РФ («Мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное в особо крупном размере»), по части 2 статьи 273 УК РФ («Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»), части 3 статьи 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации») и части 2 статьи 210 УК РФ («Участие в организованном сообществе»).

Гособвинитель просил для подсудимого 7 лет колонии общего режима. Сам же Маковкин в последнем слове просил суд о снисхождении и минимальном сроке, аргументируя свои слова тем, что за 2,5 года нахождения под стражей раскаялся, многое переосмыслил и осознал свою вину. Также он заявил, что у него проблемы в семье. В итоге суд приговорил хакера к 5 годам лишения свободы, при этом зачтутся 2,5 года, которые он провел в СИЗО. Также суд постановил арестовать имущество Игоря Маковкина, чтобы компенсировать пострадавшим сотни миллионов.

Из показаний Маковкина, работавшего в Lurk под ником Oper2, следует, что он выполнял функцию так называемого вбивщика (заливщика). Он вручную вбивал реквизиты подставных юридических лиц, на счета которых в случае успеха выводились денежные средства российских компаний, чьи компьютеры удалось взломать Lurk. По словам Маковкина, его действиями непосредственно руководил екатеринбургский программист Константин Козловский. Последнего следователи считают создателем и лидером группировки хакеров.

Oper2 трудился в группировке с августа 2015 года до момента задержания сообщества хакеров в мае 2016-го. За свои услуги Маковкин получал в месяц от 20 до 100 тыс. рублей. Кроме того, он проживал в квартире дома № 97 на проспекте Ленина в Екатеринбурге, которую ему предоставил Козловский. А в феврале 2016 года глава Lurk купил своему подчиненному автомобиль BMW. Примечательно, что в ходе судебного процесса представители банка «Гарант-Инвест» потребовали у суда взыскать с Маковкина похищенные 467 млн рублей.