Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бюджетное послание Евгения Куйвашева

10 июля 2012, 11:09
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

В соответствии с Уставом Свердловской области и Законом о бюджетном процессе представляю вам основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2013 год и плановый период до 2015 года.

Как подчеркнул Президент России Владимир Владимирович Путин, задача бюджетной политики — стать «эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики».

Считаю, что в Свердловской области имеются для этого все необходимые предпосылки и возможности.

Ситуация в экономике региона характеризуется как стабильная с преобладанием положительной динамики развития…

Темп роста валового регионального продукта и физические объемы промышленного производства превысили среднероссийские, выйдя на докризисный уровень. Продолжается структурная перестройка экономики, модернизация промышленного комплекса, возрастает доля высокотехнологичного и инфраструктурного секторов, растет инвестиционная активность.

Улучшилась демографическая ситуация. В 2011 году область впервые за много лет вышла на положительную динамику численности населения. Растет продолжительность жизни, стабилизировалась ситуация на рынке труда.

Поддерживается устойчивость бюджетной системы, в полной мере обеспечивается исполнение законов социальной направленности и всех социальных обязательств.

В то же время в Свердловской области сохраняется ряд нерешенных проблем.

По-прежнему высока зависимость региона от ситуации на мировых рынках сырья и металлов.

Доходы бюджета все еще отстают от докризисного уровня.

Так, если в докризисный период доходы консолидированного бюджета Свердловской области составляли 14 рублей со 100 рублей добавленной стоимости, произведенной в регионе, то сегодня это только 13 рублей.
Учитывая масштаб экономики, сумма недополученных доходов бюджета в прошлом году составила 12–15 миллиардов рублей.

При общем нарастании объема инвестиций сектора, обеспечивающие экономическое развитие области, испытывают недостаток финансов. Таким образом «точки экономического роста», способные дать серьезный импульс модернизации, длительное время находятся на «голодном пайке» и постепенно могут превратиться в «проблемные». Это относится к проектам создания кластеров, особой экономической зоны «Титановая долина», химического парка в Нижнем Тагиле.

Уровень заработной платы отстает от среднероссийских показателей.

Основная причина тому — неэффективная занятость, низкая производительность труда, высокая доля неквалифицированного труда, большое количество «теневых» схем выплат заработной платы.

Недостаточно высока эффективность бюджетных расходов. Так, несмотря на значительные бюджетные вложения в развитие сети детских садов, коренного изменения ситуации в этой сфере добиться пока не удалось. Удовлетворенность жителей области качеством услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной политики остается на низком уровне, несмотря на то, что расходы на эти статьи были существенно увеличены.

Сложившаяся система межбюджетных отношений не стимулирует органы местного самоуправления на развитие собственной экономической базы, а в некоторых случаях и препятствует этому.

Налоговые льготы, действующие в Свердловской области, не всегда приводят к нужному экономическому эффекту, а зачастую только увеличивают нагрузку на областной бюджет.

Уважаемые депутаты!

Как подчеркнул Владимир Путин: «Деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль …бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни наших граждан».

Сегодня в Свердловской области около 75 процентов расходной части бюджета — это расходы, связанные с содержанием социально-культурной сети. Расходы на реализацию областных целевых программ в области социальной политики за последние три года увеличились более чем в 5 раз (от 415 миллионов рублей в 2010 году до 2,4 миллиардов рублей в 2012 году).

Мы сохраним социальную направленность бюджета и обеспечим финансирование принятых законов. С 2013 года вступают в силу законы о региональном материнском капитале, пособии малоимущим многодетным семьям, единовременном пособии женщине, родившей двух и более детей, родившей третьего и последующих детей. На финансирование этих мер социальной поддержки только в 2013 году дополнительно потребуется более одного миллиарда рублей.

С другой стороны, нам необходимо сделать систему социальной поддержки и социальных выплат более адресной и ориентированной на результат. Любые новые социальные обязательства должны быть прежде всего обеспечены надежными долгосрочными доходами.

Сегодня перед нами стоят задачи по доведению уровня заработной платы работников социальной сферы до среднего показателя по экономике, а минимального размера оплаты труда — до величины прожиточного минимума.

При этом нагрузка на бюджет еще более возрастет, значит, необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности бюджетной сферы. В каждой бюджетной отрасли кроме плана по повышению заработной платы должен быть разработан план повышения эффективности работы подведомственных учреждений. Необходимо предусмотреть и реорганизацию бюджетной сети для более эффективного использования финансовых средств.

В ближайшее время необходимо активизировать переход учреждений социальной сферы, в первую очередь образования и здравоохранения, в статус автономных учреждений. Это даст стимул их руководителям для привлечения дополнительных источников финансирования, внедрения новых услуг, создания полноценных Наблюдательных советов, позволит повысить уровень заработной платы и привлекать для работы квалифицированных и востребованных специалистов.

Переход к автономным учреждениям должен быть разумным и плановым. Мы не должны «стричь под одну гребенку» все муниципалитеты, которые сегодня сильно отличаются друг от друга по уровню обеспеченности налоговыми поступлениями. Необходимо провести градацию муниципалитетов и начать широко применять статус автономного учреждения там, где есть для этого финансовые предпосылки.

В сфере охраны здоровья граждан приоритетом бюджетной политики должны стать переход к преимущественно одноканальному финансированию, федеральным стандартам оказания медицинской помощи, решение кадровой проблемы.

Необходимо обеспечить завершение модернизации наркологической службы Свердловской области и создание отделений реабилитации для наркозависимых лиц.

В образовании ключевой задачей остается решение проблемы нехватки мест в детских садах, расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования, в частности, формирование дошкольных групп на базе общеобразовательных школ, поддержка негосударственных дошкольных образовательных учреждений. В бюджете должны быть учтены расходы на предоставление дополнительного образования детям и поддержку талантливых детей.

В профессиональном и высшем образовании необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение выпуска студентов, обучающихся по инженерным специальностям и рабочим профессиям с высоким уровнем квалификации, предусмотреть возможности прямого участия работодателей в подготовке специалистов необходимого профиля.

Как я уже сказал, социальная защита населения должна стать более адресной. Свою нишу в реализации социальной политики должны занять некоммерческие организации.

Необходимо повышать эффективность работы по поддержке малоимущих и многодетных семей, формированию доступной среды для инвалидов. На новый уровень мы должны вывести работу по семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

И конечно, поддержка ветеранов, людей пожилого возраста была, есть и будет приоритетом социальной политики.

В сфере культуры одним из наших приоритетов должна стать поддержка учреждений культуры на селе и в отдаленных территориях. Сельский клуб, сельская библиотека — это зачастую единственная возможность приобщения к культуре у жителей уральской деревни. Уверен, что реальной альтернативой тем негативным факторам, что подтачивают сегодня здоровье нации — алкоголизму и наркомании, — должна быть культура, спорт, физическая культура.

Поэтому считаю необходимым принять и профинансировать специальную программу по строительству и капитальному ремонту сельских клубов, на условиях софинансирования формировать фонды сельских библиотек.

В развитии физической культуры и спорта в Свердловской области должна быть выстроена четкая вертикаль: от дворовых площадок и ФОКов, спортивных комплексов «шаговой доступности» до школ олимпийского резерва и спортивных объектов, способных принять турниры мирового уровня.

Необходимо создать региональные центры спортивной подготовки сборных команд и обеспечить соответствующие условия для участников Олимпийских, Сурдолимпийских и Паралимпийских игр.

Уважаемые депутаты!

Считаю необходимым коренным образом изменить подходы к развитию инфраструктуры. Принцип должен быть простой: там, где мы строим дороги и развиваем коммунальные сети, мы должны иметь просчитанные и достижимые показатели в повышении качества жизни людей и в темпах экономического развития.

Доступное и качественное жилье должно строиться в каждом муниципальном образовании. Стимулом для развития жилищного строительства должно стать обеспечение земельных участков, выделяемых под строительство, необходимой инженерной инфраструктурой. В решении этого вопроса должен быть задействован механизм частно-государственного партнерства.

В развитии дорожного хозяйства на 2013–2015 годы наши приоритеты — формирование межрегиональных транспортных коридоров, строительство обходов городов и поселков, строительство дорог, связывающих сельские населенные пункты с сетью дорог общего пользования.

В 2013–2015 годах должно быть предусмотрено предоставление субсидий:
— на ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;
— на продолжение строительства Екатеринбургского метрополитена.

Необходимо принять программу «Столица», первым этапом реализации которой станет благоустройство Екатеринбурга, ремонт городских улиц и дворов, строительство дорожных развязок.

Системные решения должны быть приняты в сфере жилищно-коммунального комплекса. Нам нужно выводить ЖКХ из статуса «черной дыры», обеспечивать прозрачность ценообразования в этой сфере, повышать качество услуг при одновременном наращивании финансовых вложений в модернизацию отрасли.

Для решения экологических проблем региона необходимо принять комплексную программу, одной из составляющих частей которой станет утилизация бытовых отходов, строительство заводов по сжиганию мусора. Как показывает европейский и российский опыт (к примеру, Мурманская область) при современных технологиях мусоросжигательные заводы способны давать дополнительное тепло для отопления жилых домов, снижать выбросы парниковых газов в атмосферу. И конечно, решать свою главную задачу — эффективно бороться с накоплениями мусора, способствовать санитарной очистке территорий.

Отдельно хотел бы остановиться на государственной поддержке агропромышленного комплекса. Необходимо продолжить работу по повышению уровня доходности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Этому должна способствовать реконструкция действующих и создание новых производств в сельском хозяйстве, привлечение и закрепление в отрасли молодых специалистов. Следует продолжить работу по созданию семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию кооперативов.

Уважаемые депутаты!

Важнейшей задачей в условиях нестабильной ситуации, складывающейся на мировых рынках, должно стать ведение сбалансированной и четкой бюджетной политики. Формирование бюджета должно происходить на основе умеренных или даже консервативных прогнозных оценок развития экономики Свердловской области в среднесрочном периоде.

Одновременно одной из ключевых задач на 2013–2015 годы является сдерживание роста долговых обязательств Свердловской области и взвешенный подход к предоставлению государственных гарантий.
Важнейшее направление — укрепление доходной части бюджета. Правительство, налоговые органы должны значительно усилить работу с налогоплательщиками. Вклад каждого хозяйствующего субъекта в доходы бюджета должен соответствовать среднеотраслевым показателям. Недопустимо, когда уровень налоговой нагрузки схожих предприятий отличается в разы. Каждому такому случаю должна быть дана профессиональная и компетентная оценка.

Одновременно необходимо вести конструктивный диалог с крупнейшими компаниями России, чьи подразделения расположены на территории области, и найти согласованные решения по существенному повышению бюджетной отдачи от их деятельности.

Отношения с крупными, вертикально-интегрированными компаниями, ведущими консолидированную отчетность в части формирования центров прибыли, должны быть оформлены в виде Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве…

Но главное направление, которое может коренным образом изменить ситуацию, — это создание новых высокоэффективных производств.

Для этого мы должны коренным образом пересмотреть нашу политику в отношении зон опережающего развития. Первые резиденты в особой экономической зоне «Титановая долина» должны начать работать уже в 2013 году.

В целом нужно выйти на системную работу по созданию «точек экономического роста» практически в каждом муниципальном образовании. Этому должны способствовать и гранты Губернатора, которые после широкого общественного обсуждения будут вручаться муниципалитетам на реализацию проектов, направленных на повышение качества жизни людей, динамичное развитие территорий.

Исполняя поручение Президента России, мы должны разработать бюджетную стратегию на период до 2030 года, которая должна быть увязана с долгосрочными целями социально-экономической политики. И в целом выйти в соответствии с федеральными установками на «программный бюджет».

В этом году мы должны провести корректировку отраслевых стратегий и схем размещения производственных, инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы на период до 2020 года, определить новые точки роста, разработать программы создания новых производств.

Именно на реализацию этих стратегических документов должна быть направлена политика в сфере бюджетных инвестиций, государственной поддержки инвестиционной деятельности и налоговых преференций. Одновременно нужно провести ревизию уже действующих налоговых законов, проанализировать эффективность предоставляемых льгот по конкретным налогоплательщикам.

Необходимо завершить работу по реализации требований федерального стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив.

Активное участие в инвестиционной деятельности должны принимать каждое министерство, каждое муниципальное образование, от которых непосредственно зависит решение актуальных для инвесторов вопросов — обеспечение кадрами, землей, доступной инфраструктурой. Ведущее место в системе взаимодействия бизнеса, общества и власти должен занять Совет по инвестициям, сформированный при Губернаторе Свердловской области.

Уважаемые депутаты!

Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо завершить работу по стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета.

Главный критерий оценки — их результативность и эффективность как с точки зрения поставленных общественно значимых целей, так и достигнутого качества оказанных услуг.

Жители области должны иметь возможность получать необходимые им государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, действующих по принципу «единого окна».

В каждом исполнительном органе государственной власти Свердловской области и муниципальных органах власти должно быть назначено должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги.

Нам необходимо вывести на новый уровень информационную открытость и доступность власти, используя возможности региональной, в первую очередь местной прессы, развитие «электронного правительства». Необходимо принятие целевой программы, направленной на комплексное развитие информационной сферы в Свердловской области.

Новые подходы в системе межбюджетных отношений должны быть выстроены таким образом, чтобы стимулировать муниципальные образования на поиск дополнительных источников саморазвития.

В том числе, необходимо:
— поощрять муниципалитеты, добившиеся увеличения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, уделяющие внимание повышению эффективности работы административных комиссий и взиманию административных штрафов;
— провести инвентаризацию показателей оценки расходных полномочий, учесть при оценке расходных полномочий специфику муниципальных образовательных учреждений и учреждений культуры, расположенных на территории сельской местности…

При этом задача областного бюджета — сохранить возможность выполнения всех региональных полномочий и обязательств, обеспечить реализацию социально значимых межрегиональных и межмуниципальных проектов.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Ближайшие три года для Свердловской области будут чрезвычайно важными.

Нам необходимо закрепить все достигнутые успехи в социально-экономическом развитии региона, обеспечить достижение целевых установок стратегических документов на 2015 год.

Свердловская область должна выйти на лидерские позиции в инновационном и инвестиционном росте, развитии высокотехнологичных и наукоемких производств, модернизации социальной сферы, значительно продвинуться в улучшении качества жизни людей.

Это сложные и трудоемкие задачи. Но уверен, что наша совместная деятельность и выверенная бюджетная политика обеспечат успех в достижении поставленных целей.

Благодарю за внимание!