Во время беседы он оставался в маске, скрывавшей его лицо. Надеемся, ничего другого Радя не скрывал.
— Тима, а с чего ты решил поговорить с нами? Я в смысле, субкультура, она ведь на то и суб, чтобы быть где-то в стороне от реальности немножко?
— Смысл в том, что мне сложно сказать много о том, что мы делаем, потому что все сказано в самих проектах — в картинках, и особенно в описаниях. Это самое главное. Я даю интервью для того, чтобы читатели посмотрели проекты. Интервью — это такое приветствие, не больше.
— Чем ты занимаешься в свободное время? Я имею в виду, от того, чтобы взрывать мозг городских обывателей очередной нетленкой?
— Фотографирую, это основное. Это приносит деньги и знакомства. Я не против того, чтобы зарабатывать деньги уличным искусством, но это очень сложно. Если ты делаешь действительно уличное искусство, каким видишь его ты, а не другие люди.
— А ты называешь себя художником?
— Нет, я вообще не пользуюсь словами «художник» и «искусство». Их нет в моем внутреннем лексиконе. Хотя, нет. Художником я еще могу себя назвать, когда какой-нибудь одноклассник спросит меня вдруг, чем я занимаюсь. Но слово «искусство» — вообще не нужно. Даже в словосочетании «уличное искусство», уличное — не зря на первом месте стоит, оно главное. Я бы использовал street art, но зачем английские слова, когда есть русские? Слово «активизм» мне тоже нравится, например.
— Наверное, это правильно. Тем более, что в силу жанра ты все равно лишен самой главной радости художника — встать рядом со своим полотном и сказать: смотрите, мол, не «Мона Лиза», конечно, но тоже круто. Я молодец, хвалите меня и платите мне деньги.
— Это в традициях уличного искусства, и я думаю, что это правильно: ты привлекаешь внимание не к своей скромной персоне, а к своим работам. К тому, что ты хотел сказать, и как ты это сделал.
— Но ведь тебе интересно, что по этому поводу думают люди?
— Да.
— А как ты об этом узнаешь?
— У тех, чье мнение мне особенно интересно, я просто спрашиваю. Но вообще у меня есть мысль, если проект большой и долгоиграющий, день, а может быть, несколько дежурить у объекта и общаться с людьми или ставить камеру и наблюдать. Но пока что не выходит.
— Скажи, а когда ты монтируешь свои работы, тебе же приходится задействовать массу людей. Как минимум — водителя крана. Никто не выражает... недоумения, например?
— Нет. Я говорю: мы снимаем кино, и водитель крана спокойно спит в кабине. Подозревает он или не подозревает, что вообще-то мы творим незаконное, я не знаю. Может и подозревает, но ему пофиг. Только когда мы делали «Вечный огонь» и вышел сторож ближе к концу и начал записывать номера крана, для водителя это было «вдруг».
— Равнодушие крановщиков — двигатель прогресса?
— Не только крановщиков, вообще всех. Тех же копов. Иногда они едут мимо и все прекрасно видят, но не вмешиваются. А когда вмешиваются, ты им показываешь эскиз, что-то там объясняешь, и все снова в порядке. А есть у тебя разрешение, нет...
— А гопники? Творишь ведь по ночам в основном, так? Эти-то ребята пострашнее полицейских. Не достают?
— Гопники шуткуют, как правило, и почти всегда спрашивают все подробно, а получив ответ, говорят «зае...сь» или молча уходят.
— Ты специально учился где-то?
— Нет, я учился вообще-то на философском. Но я, конечно, учусь у тех, кто тоже занимается уличным искусством, смотрю их работы, слежу за направлением мысли. Идеи, как, кто и что делает.
— Как думаешь, скоро тебя станут звать работать за деньги? Именно в качестве уличного не-художника?
— Так уже зовут, но не каждый раз из этого выходит что-то хорошее. Потому что не дают делать то, чего тебе хочется, а предлагают найти компромисс между тем, что ты задумал, и тем, как это видит заказчик. А компромисс — это, мягко говоря, какое-то ужасающее «не то».
— Но есть же целые фестивали уличного искусства, там-то можно самовыразиться по полной?
— Тоже нет. Да, за границей на такие фестивали приглашают какого-нибудь крутого мастера, ему платят деньги, а он делает, что хочет. У нас в России даже таким ставят рамки. Потому что главный на фестивале — устроитель, куратор, а то и вовсе спонсор, которые «сами знают, как надо». Это неплохо, но для меня... и не хорошо. Логотип спонсора рисовать? М... так я, вроде, не умею. И еще я не умею придумывать «в тему». Специально, оно всегда хуже получается, чем если бы я увидел объект — и он сам меня вдохновил на что-то.
— Ну да, секретность, секретность и еще раз секретность. А маску свою ты тоже постоянно носишь? Или только когда делаешь очередной объект?
— Когда делаю — как раз нет. Маска привлекает лишнее внимание, а мне оно, тем более во время работы, ни к чему. Маску я надеваю только на интервью, чтобы лишней идентификации не было. Лишней, именно что. У нас даже была идея, чтобы интервью давали разные люди под одной маской, классный миф бы получился... еще один!
— А если бы выйти из тени? Если завтра к тебе придет человек из городской администрации и скажет: давай-ка, мол, Тима, вместе? Чтобы город красивый был. Что ты ему ответишь?
— Я соглашусь. Не знаю, что из этого может получиться, но ведь я... не против власти как таковой, если я что-то делаю без ее разрешения. Мне многое не нравится, как и что происходит, но я прекрасно понимаю, что люди в администрации, которые, например, занимаются благоустройством, и федералы — это разные вообще уровни. И они, наверное, никогда не пересекутся, и значит, есть шанс, что нам есть о чем говорить с городскими властями. Но может оказаться, что и нет. Как ни крути, street art может помочь городу стать красивее и привлекательнее для жителей и даже для туристов, но для этого нужна политическая воля. Как в Перми, где этим занимается губернатор.
— А еще что? Нужна же... ну, жизнь какая-то? Как минимум. На пустом месте же ничего не берется?
— А у нас все в порядке с жизнью. И я почти уверен, не только в уличном искусстве, наверняка, и в музыке, и в спорте. У нас очень крутой город. Я никогда и нигде не был за границей (хотя мне и кажется, что был), но пока меня все здесь устраивает, я не хочу никуда переезжать... за жизнью. Я хочу жить здесь.
Текст: Павел Бабушкин
Фото: Сергей «желтый» Никифоров, специально для 66.ru
Как там было у Шнура: "В стране заводы стоят, бл*дь! Одни гитаристы в стране!"(с).... он, конечно, не гитарист, а ху...дожник, но что-то где-то там))))
А во вторых - вроде все адекватно общаются, не? Если не можешь поддерживать светскую беседу - открывай рот лучше тока в кабинете у стоматолага, не порти воздух, ок?
По поводу твоего поста - у меня нет привычки всасывать, зато я умею думать) Но, к сожаление, думать в твоих камменто-высерах не над чем, так что, как я уже сказал - выдохни, расслабся и прими успокоительную таблетку;) так всем будет проще)
Хотел посмотреть на домино и солдата ВОв...
Что сучёнок, сцыкотно без маски то?
Обезьяна, дыши ровнее, а то не дай боже родишь еще от перенапряжения))
Взять ту же развязку на московской-большакова: разве плохо оформили? Но искусство должно делаться ради искусства, а когда его начинают подгонять под политику (при чем не важно, оппозицию или законную власть) - то эт уже фейк.