Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

24 часа митрополита Кирилла: путь к вечности дорогой из Полевского

28 мая 2012, 10:00
Почему всякое появление владыки на публике вызывает ажиотаж среди верующих и каждый стремится приложиться к его руке, как к святыне? Корреспонденты Портала 66.ru провели день с митрополитом Кириллом, чтобы понять, в чем его тайна.

Со стороны митрополит Кирилл кажется древнеегипетским сфинксом, веками хранящим свою тайну: спокойная, едва заметная улыбка, мягкий взгляд за прозрачными прямоугольными стеклами очков, четкая геометрия седой окладистой бороды. Наклон головы выражает полное внимание к собеседнику, даже если слова говорящего лишены всякого смысла.

Появление владыки в любом месте вызывает легкий ажиотаж. Прихожане так и норовят приложиться к его руке, словно к иконе. Ради того, чтобы получить благословение, люди готовы стоять часами. В мире, где приняли заповедь о любви, но не исполнили ее, им хочется прикоснуться к этой любви, а потом прийти опять, когда та иссякнет. Поэтому даже сегодня, в будний день, около собора в Полевском собралось много людей…

Утро 21 мая, Полевской. Около собора во имя Св. апостолов Петра и Павла стоят местные жители. В основном женщины пенсионного возраста, тут же мамаши с грудными детьми в колясках, вокруг носятся буйные чада постарше. Прислонившись к стене собора, стоят мужчины с побитыми жизнью лицами. Утренняя служба запланирована на 9 часов, но черная «Тойота Камри» подъезжает к храму с опозданием минут на 20.

Служебный автомобиль митрополита екатеринбургского и верхотурского Кирилла застрял в пробке на выезде из Екатеринбурга. В пути владыка несколько раз одергивает водителя Максима, идущего на обгон: «Не нарушай. Не надо ничего, не спеши».

Владыку встречают прихожане и священники. Во главе процессии настоятель храма отец Сергий. Митрополита проводят в собор готовиться к предстоящей литургии.

Архиерейская служба длится более двух часов.

В маленькой церквушке Полевского не протолкнуться. Несколько бабушек не выдерживают и усаживаются на лавку около окна, но большинство прихожан стойко держатся на ногах. Люди плотно стоят плечом к плечу, никто и не думает уходить. Женщина средних лет в синем платке вполголоса подпевает церковному хору голосом профессионального певчего.

Утренняя литургия посвящена дню памяти Иоанна Богослова, поэтому в текст богослужения включены молитвы к святому.

Владыка несколько раз обращается к прихожанам со словами: «Христос воскресе!» — на этой неделе заканчивается праздник Святой Пасхи.

После службы начинается крестный ход: люди стараются поскорее занять место в процессии, следующей за владыкой, наступая друг другу на ноги и задевая локтями. Девушка в белом платке замешкалась у выхода и оказалась на пути истово верующих бабушек. Толпа жестко оттесняет ее к стене.

До конца недели владыке предстоит провести еще несколько служб: В Екатеринбурге, в поселке Исток, в Верхотурье…

После крестного хода митрополит останавливается перед храмом и, взятый в плотное кольцо верующими, произносит небольшую речь.

— Мы перестали чувствовать не только Бога, но и простые человеческие законы. Все то, что раньше было доблестью, славой и силой человека, сегодня становится поношением, — люди не сводят восторженных глаз с владыки, ловят каждое его слово. — Я желаю всем нам сегодня в память об апостоле евангелисте Иоанне Богослове почувствовать необходимость того, чтобы мы были рядом с кем-то, чтобы мы понимали, что часто от нас зависят очень многие вещи в жизни и бывает так, что не вернешь ничего и будешь жалеть... А не вернешь, а человек погибает рядом с тобой…

Владыка поздравляет настоятеля храма отца Сергия с 45-летием и желает ему «доброго здравия и помощи Божией». Передает просфору. Вспоминаем слова митрополита: «Когда составляешь план, то стараешься совместить что-то. Скажем, не только провести службу, но и еще что-то успеть».

Согласно плану, после службы владыка Кирилл должен посетить центр реабилитации наркозависимых, который находится на попечении отца Сергия, но в расписание приходится вносить изменения на ходу. В музейном комплексе «Северская домна» Северского трубного завода, входящего в Трубную металлургическую компанию, с минуты на минуту начнется концерт духовной и народной музыки. Ждут только владыку.

Концерт хотели провести в пятницу, но владыка не смог приехать, и концерт перенесли на понедельник. «Приедете — будет праздник, не приедете — не будет», — сказали на заводе.

Мы садимся в машину и отправляемся в «Северскую домну». Около входа в музейный комплекс с ноги на ногу нетерпеливо переминается управляющий директор ОАО «СТЗ» Михаил Зуев.

Зуев скороговоркой рассказывает о планах развития завода, но скоро сбивается и спрашивает, сколько времени владыка планирует здесь провести. «Сколько надо, столько и будет времени», — владыка Кирилл останавливает его неторопливым жестом.

Северский трубный завод основан в 1739 году. Сейчас здесь производят стальные трубы. Продукция завода используется в нефтегазовой промышленности, при строительстве трубопроводов и в машиностроении.

Директор Северского трубного завода расплывается в улыбке и начинает экскурсию по музейному комплексу.

Зуев повел владыку по главному залу «Северской домны», где по стенам развешаны картины троих выпускников Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра. В течение четырех месяцев они работали в мастерской на Северском трубном заводе. Результатом стали 33 полотна, написанные в необычном для современного искусства жанре — неоиндустриализм, однако в постоянную экспозицию музейного комплекса попали далеко не все.

— Три месяца рисовали денно и нощно, — Зуев показывает владыке на картины выпускников училища. — Их задача была — 30 картин. Потом мы в Галерее современного искусства организовали им выставку, они стали публичными, многие из них оказались уже, так сказать, у дел, ну, а мы взамен получили в память такие картины… Вот очень интересный стиль, паренек рисовал в стиле экспрессионизм. Считается, что он самый из них перспективный. Он рисует шпателями.

— Чем? — переспросил глава администрации Полевского Дмитрий Филиппов, выглянув из-за плеча Зуева. Он присоединился к процессии у входа в музейный комплекс.

— Шпателями. Это такие маленькие мастерки, которыми… — директор завода, не окончив фразу, начинает показывать владыке следующую картину. — Вот это мы видим сифонный способ разливки, когда существовало мартеновское производство, а дальше уже новый сталеплавильный комплекс…

Глава администрации Полевского Дмитрий Филиппов присоединился к процессии у входа в музейный комплекс.

— Я помню, когда я учился в школе, нас возили в город Чусовой, показывали старый завод царского времени. Это был, наверное, класс 7-й или 8-й. Нам показали, как льется чугун, как льется металл. Мы же приехали из деревни, и вдруг такой шум, грохот, ничего не слышно. И я решил тогда: никогда не буду жить в городе. Но когда приходишь сюда, то хочется остаться, — владыка Кирилл выступил с небольшой речью перед открытием концерта духовной музыки.

Первыми на сцену поднимается богослужебный хор петропавловского храма. Затем появляются дети в русских народных костюмах —- лауреат международных конкурсов детский фольклорный коллектив «Перезвоны». Прихлопывая и притопывая, мальчики и девочки лет 10-ти звонкими голосами выводят старые народные песни про родную землю. После выходят женщины в малиновых бархатных платьях до пят. В отличие от детей, они выстраиваются в строгую линию и не меняют своего положения до конца номера.

После концерта одна из участниц хора нерешительно подходит к митрополиту и дарит семена — «для сада». «Очень красиво поете, такой голос у вас», — владыка благодарит ее за подарок.

До центра реабилитации наркозависимых «Подвижник» мы добираемся за 15 минут. Дорогу показывают основатели центра — отец Сергий и Вячеслав Боровских, нарколог, врач-психотерапевт. Православный центр медико-социальной реабилитации создан для людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существует уже 11 лет. По словам отца Сергия, 80% «выпускников» «Подвижника» удается вернуться к нормальной жизни и избежать повторного лечения.

«Подвижник» располагается в здании бывшего детского сада. Холл увешан фотографиями, на которых вместе с ребятами, находящимися на реабилитации, сняты знаменитые гости: экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин, лидер группы «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов…

«Бутусов книжку мне подарил свою с воспоминаниями. «Архия» называется», — вспоминает владыка. Позже он признается, что не успел дочитать ее до конца.

Боровских показывает владыке Кириллу «тренажерный зал».

— Раз спортзал у нас маленький, мы приобрели такую универсальную штуку советского производства, — показывает Боровских на старенький тренажер.
— Это еще с того времени что ли? — спрашивает владыка.
— Да. Здесь есть все, что бывает в тренажерном зале. Только все универсальное, съемное. Но братьев наших вполне устраивает, — отвечает психотерапевт. Сейчас в центре находятся 28 человек.
— Крепко так, по-русски сделано, просто, — замечает владыка. Процессия переходит в небольшую комнату, где собрались все, кто сейчас находится на реабилитации.

— Христос воскресе! — при виде владыки все встают.

— Представьтесь, пожалуйста, — просит митрополит Кирилл.
— Эдуард, — из угла выходит молодой человек с лицом землистого цвета, в потертых трениках.
— Вы откуда? — спрашивает владыка.
— Поселок Ивановский, — коротко отвечает Эдуард.

— …Кирилл. Подмосковный, город Электросталь, — делает шаг навстречу еще один воспитанник «Подвижника».
— Кирилл, можно спросить? Как вы узнали про это место? Откуда? — задает ему вопрос владыка.
— Из интернета, — коротко отвечает Кирилл.
— Первый раз здесь? — уточняет владыка.
— Первый…
— Ну, дай Бог, чтоб помогло, — заключает митрополит.
— У нас здесь было подряд два выпуска. Три недели назад мы выпускали троих, вчера выпустили двоих ребят. Вчера был выпуск, — поясняет врач.
— Ну, дай Бог. И так держатся, да? Так кто дольше всех? — задает вопрос владыка.
— Вот сидит. Вот это наш первый выпускник, — смеется Боровских, показывая на молодого человека у окна, в серой помятой футболке. Тот растерянно улыбается.

«Я был рад видеть всех вас на службе сегодня, всех, кто был, кто причащался, — владыка еще раз окинул взглядом присутствующих. — Поздравляем всех вас с праздником, поздравляем отца Сергия с днем рождения. Он замучился сегодня со мной, мы его отпускаем сейчас».

«Сегодня мы видим несчастных молодых людей, которые от тоски, от безделья, от различных других скорбей душевных, не найдя себе помощи в жизни, ударяются в другую беду — в наркоманию. И 110 тысяч молодых людей до 30 лет каждый год от наркотиков умирают в нашей стране», — садясь в машину, владыка Кирилл продолжает говорить о проблемах наркомании. Впереди еще вечернее богослужение в Дегтярске.

«Тойота» легко разгоняется и плывет вдоль полосы густого леса. Разговор заходит о еще одной нерешенной проблеме — Левихе, где в 2007 году были обнаружены тела 13 девушек, которых принуждали к занятию проституцией. Все они считались пропавшими с 2002 по 2005 годы. На месте страшной находки было решено поставить крест.

— Тела нашли в глубине леса. Разговор шел о том, чтобы на трассе был указатель. Сейчас этим занимается Вадим Дубичев. Он собирается обратиться за благословением к епископу Иннокентию. Скоро крест будут заказывать. Но из какого материала, каких размеров — пока точно не известно. Пометить это место и молиться, конечно, надо. Но сама эта проблема остается. С этим надо бороться, — говорит владыка Кирилл.

По пути в Дегтярск делаем остановку.

Владыка достает из багажника два больших букета цветов. Герберы, розы, лилии, хризантемы были подарены прихожанами и священниками храма в Полевском. Один отдает нам, второй пресс-секретарю Екатеринбургской епархии Светлане Ладиной.

— Владыка, вы опять?! Это всегда так бывает — нам дарит или говорит: «Матушке своей подарите», или в храме оставляет, — объясняет Светлана.

В красивом, уютном храме Дегтярска идет вечерняя литургия. Богослужение началось строго по графику. В этот раз служба посвящена не Иоанну Богослову, а Святителю Николаю Чудотворцу. Литургия длится около двух часов.

Прихожане, как завороженные, стоят в маленьком храме. Мужчина в стареньком коричневом костюме неуклюже крестится то в одну сторону, то в другую, следуя за движением толпы. Сегодня он на службе впервые, поэтому кажется потерянным и много смотрит по сторонам.

Около входа в храм остались несколько мамаш с грудными детьми на руках. Рядом «припаркованы» синие и розовые детские коляски с рюшами.

После службы молодые и старые, верующие и не очень прихожане прикладываются к иконе и выстраиваются в очередь за благословением…

Молодая женщина пришла просить о ребенке, которого никак не может родить, другая — беременная — просит о том, чтобы роды прошли успешно. Пожилая молится за своих детей, ее ровесница в зеленом платке — о здоровье матери и работе для своего безработного мужа. Другая осталась без крыши над головой после расселения из аварийного дома и с детьми на руках. Она молится о разрешении квартирного вопроса.

Внутри храма — социальное неустройство, снаружи — синие купола и возрождение духовности.

За день мы отстояли два богослужения, но вместо ощущения причастности к великой тайне, понимания красоты и величия веры, которая сегодня объединяла всех пришедших в храм, испытываем подавленность: современное сознание сопротивляется, отвлекается, не может принять простые вещи. Вот и во время Божественной литургии почему-то думаешь не о Боге, любви и вечности, а о затекших плечах и боли в спине.

Напряжение спадает после пары анекдотов, рассказанных владыкой Кириллом.

— Сельский храм. Туда приезжает служить архиерей. Батюшка с матушкой встречают. «Ну что? Как вы тут живете?» — спрашивает архиерей. «Да слава Богу. Господь посещает. В прошлом году вот дом сгорел. В позапрошлом — корова умерла. Теперь вот Вы, владыка, приехали»… Или вот еще: заведующего складом спрашивают, как жизнь? — Он говорит: «Тяжело, но выносим»…