Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Подземелья Екатеринбурга — 2: путешествие по Малаховке

24 августа 2012, 18:15
Подземелья Екатеринбурга — 2: путешествие по Малаховке
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Портал 66.ru продолжает идти диггерскими маршрутами. На этот раз мы отправились исследовать подземную речку Малаховку, попали в древний замок и едва не остались под землей.

Очередной спуск под землю начался вечером в середине рабочей недели. Экскурсоводом снова стал наш попутчик Ильдар Залесский, правда если наш первый маршрут, который мы прошли вместе с группой туристов, он знал наизусть, то второе путешествие доставило нам несколько сюрпризов. Никаких групп, только «святая троица»: журналист, фотограф и диггер.

Поход начинаем у реки Исеть, в районе моста на Куйбышева, напротив дендрария. Несколько минут отводится на облачение в спецкостюмы.

Чтобы не пугать проходящих мимо прохожих, скрываемся на горке в кустах, спокойно переодеваемся и только выходим из нашей засады — сразу привлекаем внимание. Нечасто встретишь людей в странных костюмах, шагающих к реке. Нам предстоит на этот раз исследовать еще одну подземную речку, Малаховку, которая впадает в Исеть.

Река Исеть еще с древности привлекала человека. Заселение района будущего Екатеринбурга по берегам Исети началось с эпохи мезолита (12–8 тыс. лет до н.э.). На территории современного города и в его окрестностях обнаружено 356 археологических памятников ранних эпох. Древние стоянки человека были найдены в устье реки Мельковки (на месте нынешнего стадиона «Динамо»), у моста через Исеть по улице Челюскинцев, у Центрального парка культуры и отдыха и в других местах.

В первой половине XIX века на реке Исети и в ее притоках, в черте города, были найдены многочисленные золотоносные россыпи. Тогда и началась «золотая лихорадка». Появились казенные прииски, в то время золото отмывали как целые артели старателей, так и одиночки.

С тех пор река Исеть сильно изменилась, россыпи были выработаны, река обмелела. Еще 40–50 лет назад в черте города Исеть принимала ряд малых притоков: Монастырку, Малаховку, Мельковку, Акулинку и другие. Сейчас эти реки заключены в подземные трубы и сохранились лишь в названиях улиц и переулков. В настоящее время в Исеть впадают речки Патрушиха, Ольховка, Исток и Чёрная.

В Екатеринбурге насчитывается 10 подземных речек. Вода в них чистая, практически без запаха. Многие поговаривают, что в подземных реках водится рыба. Например, в Черемшанке водится очень много рыб. С темными плавниками, в длину достигают 10 см. Все они слепы, не боятся луча фонаря. Но голыми руками этих рыб не поймать.

О Малаховке сохранилось мало информации, поэтому исследовать ее приходится буквально наощупь. Она впадает в Исеть за мостом на Куйбышева, течет по улице Куйбышева, пересекая Луначарского, и далее в сторону зоопарка, по направлению к пересечению улиц Малышева — Восточной.

Идти по ней намного приятнее, чем по Мельковке и Основинке. Дно здесь абсолютно чистое, течение быстрое, поэтому во время путешествия не так сильно устают ноги. Местами дно устлано песком, что смягчает поступь. По пути то и дело на дне попадаются обертки от различных продуктов, например, от чипсов.

Временами натыкаемся на грибы. Причудливые, самых разнообразных форм. Большие, как чашечки или как колокольчики, врастающие в стену, они устремляются куда-то ввысь. Здесь своя жизнь.

Встречается и белая плесень. Она создает еще более причудливые настенные рисунки. Вот например, самое настоящее «древо жизни».

Рисунок повторяет силуэт большого дерева, с корнями и могучими ветками, которые склоняются от обилия листвы, созданной паутинками плесени.

Из стены то тут, то там торчат большие трубы, пластиковые или чугунные. Многие из них используются для слива воды после прошедшего дождя, некоторые трубы принадлежат предприятиям, которые сбрасывают через них использованную воду. Около одной такой трубы мы остановились, чтобы осмотреть ее получше.

Любопытство не порок. Но любопытство в свое время сгубило кошку, как говорят многие. Едва мы отошли от трубы на пару метров, раздался сильный шум. В темноте чего только не померещится: ощущение, что на тебя несется огромный подземный поезд. Но это из трубы, которую мы осматривали несколько минут назад, хлынул сильный поток воды.

С оглушительным ревом вода разбивается о противоположную стену. Работа предприятия по сбрасыванию воды в реку в действии. Легко представить, что было бы с нами, если бы мы задержались около этой трубы еще на несколько минут. Холодный душ был бы обеспечен.

Двигаемся дальше. Становится все глубже, вода доходит практически до пояса. Слышен гул проезжающих трамваев, значит, мы где-то недалеко от улицы Куйбышева. Буквально через каждые 20 метров на пути попадаются люки, ко многим из которых приставлены лестницы.

Но попытки открыть какой-нибудь из них чаще всего заканчиваются крахом. Большинство запаяны наглухо.

Идти приходится в полный рост, поэтому сложностей с передвижением не испытываешь. Вокруг белые отшлифованные стены, чувствуешь себя, как в обычном подземном переходе, только более узком. Внезапно проход расширяется и ты попадаешь в большой каменный грот.

«Белый зал», как называет его наш проводник Ильдар Залесский. Стены и потолок грота выложены большими камнями. Весь потолок усеян сталактитами.

Вода и здесь размывает каменную кладку, образуя кальцитовую натечку. Сталактиты не только разных цветов (от белого до красно-коричневого), но и разных размеров (от небольших образований в форме сосулек до больших нагромождений кальцита).

Здесь сталактиты белые, потому зал и получил свое народное название. Эти искусственные творения очень хрупки, дотронешься — и они тут же начинают крошиться. На вкус напоминают простую известку. Здесь создается ощущение, что ты находишься под сводами древнего замка, чувствуется запах истории этих стен, которые повидали уже многое за время своего существования.

Можно остановиться и передохнуть. Фотокорреспондент Портала 66.ru Дмитрий Горчаков наконец-то смог реализовать свой потенциал по полной. Установив штатив на возвышении над подземной рекой, он в течение 15 минут наслаждался своим мастерством.

Обычно диггеры водят экскурсионные маршруты только до этого места и обратно, дальше редко кто ходит. Но для нас преград нет.

Вдалеке виден свет, это открытая решетка, выходящая на поверхность. Сквозь нее видны трамвайные провода. тишину нарушает глухой звук только что проехавшего по решетке автомобиля. Вылезать на поверхность здесь точно не рекомендуется; прежде чем пытаться выйти на землю, необходимо прислушаться к тому, что творится там, наверху.

Дальше дорога раздваивается. Справа течет все та же Акулинка, слева проход заполнен илом. Нога сразу же тонет в этой жиже.

Ильдар прошел по этому проходу чуть дальше. «Путь там закрыт, завален камнями, вполне возможно, что тут тоже текла речка, но со временем она иссякла, и путь просто перекрыли», — говорит наш диггер.

Потоки воды становятся все сильнее, иногда приходится идти по краям выступов возле стен подземелья, чтобы увеличить скорость движения.

Ильдар Залесский, диггер:

— Как-то вместе с друзьями мы уже ходили этим путем. Вышли на поверхность прямо в екатеринбургском зоопарке. Слава богу, что был вечер, зоопарк не работал и посетителей там не было. Нас увидели охранники, которым мы объяснили, кто мы такие и что тут делаем. Они нас и выпустили «на свободу». И хорошо, что люк находился не в клетке с белыми медведями, например. Представляете, какой был бы сюрпиз для животных и шок для нас.

Натыкаемся на небольшое помещение, вырубленное в стене. Завалено камнями.

Остается только догадываться, для чего его использовали; вполне возможно, что для складирования каких-то вещей, потом за ненадобностью просто завалили.

По пути приходится проверять все люки, которые выходят на поверхность. Каждый из них запаян. Сердце начинает сжиматься от мысли, что вдруг тот самый люк в зоопарке после прихода незванных гостей тоже решили запаять. Выбраться на поверхность тогда будет проблематично. Решаем проверять каждый люк на прочность, авось повезет.

Наконец находим открытый люк. Ильдар снимает большой рюкзак, передает его мне и поднимается на поверхность. Следом и мы: передаем рюкзак, наши вещи, штатив для фотоаппарата. Поднимаемся. Оказываемся во дворе дома прямо напротив зоопарка. Вокруг гуляют мамы с детьми. «Девушка, а что это за улица и дом?» — спрашиваем мы. Девушка слегка опешила от странных молодых людей в спецкостюмах, вылезших прямо из-под земли.

Оказалось, что находимся мы во дворе дома на Карла Маркса, 21. До зоопарка рукой подать. Переодеваемся. «Ребята, вы с Акулинки что ли?» — спрашивает проходящий мимо мужчина. «Конечно», — отвечаем мы, поразившись тому, что люди знают название речки, которая течет под их домом.

«И как оно там?» — спрашивает он. «Как-как? Там хорошо и мухи не кусают». Он еще долго расспрашивает нас о нашем подземном пути. И мы понимаем: если есть интерес, значит, тему подняли не зря. Путешествия продолжатся. Впереди еще несколько маршрутов, которые предстоит пройти. Присоединяйтесь.

Фотографии: Дмитрий Горчаков