Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ваша Раша: иностранцы и эмигранты — о том, как правильно любить Екатеринбург

13 сентября 2012, 16:23
Ваша Раша: иностранцы и эмигранты — о том, как правильно любить Екатеринбург
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Новый спецпроект — про екатеринбургских эмигрантов, уехавших за большими возможностями, и иностранцев, променявших свою Европу и Америку на нашу Рашу. Сегодня наш герой — екатеринбуржец Виктор Исаев, переехавший в американский Бирмингем, штат Алабама.

Портал 66.ru начинает новый спецпроект, героями которого станут русские эмигранты, когда-то жители Екатеринбурга, теперь — Франкфурта-на-Одере (Германия), Ашкелона (Израиль), Бирмингема (США) и острова Самуи (Таиланд). Это с одной стороны. С другой — иностранцы, приехавшие в наш город из Берлина (Германия), Вилинга (Западная Вирджиния, США), Цинциннати (штат Огайо, США), Лас-Пальмаса (Испания).

Столица Урала — не самый красивый с точки зрения архитектуры город. И тем не менее Екатеринбург по результатам голосования, объявленного журналом «Русский репортер», стал альтернативной столицей России, потеснив даже Питер. Всего в этом голосовании участвовало 77 городов. Наш город победил с большим отрывом. Не исключено, что в 2018 году именно у нас пройдут матчи чемпионата мира по футболу, и Екатеринбургу, так или иначе, придется принять много иностранцев.

Мы решили выяснить, какое впечатление производит наш город на представителей других культур, с какими проблемами они сталкиваются в Екатеринбурге, что им нравится в нашем городе, а что совсем не нравится. Но главное — они точно знают, как нам, русским, правильно любить нашу Рашу, а расхожая фраза «валить из страны» — позиция слабых.

С другой стороны — эмигранты. Люди, когда-то уехавшие из Екатеринбурга в поисках новых возможностей. Мы задали им несколько важных вопросов: почему они уехали и променяли одну страну на другую и хотят ли вернуться назад. Мы думали, что придется доказывать, что Екатеринбург — не так плох, как может показаться на первый взгляд, но вышло совсем наоборот: это они, эмигранты, рассказывали нам, что сделать для того, чтобы не ругать, а гордиться своей страной, и делились своими планами по возвращению в Екатеринбург.

В этой серии — взгляд эмигранта, уехавшего в Америку, на его родной город. В следующей — немец из Западного Берлина, который вот уже 10 лет живет в России, расскажет о том, почему нам не следует уезжать из России. Мы специально будем чередовать серии про эмигрантов, бывших жителей Екатеринбурга, и иностранцев — тех, кто живет здесь сейчас и пока не собирается уезжать.

Год назад екатеринбуржец Виктор Исаев получил предложение от американской компании, от которого не смог отказаться. По специальности он программист. Теперь Витя живет в американском городе Бирмингеме, штате Алабама. А мог бы уехать и в Германию или, к примеру, в Таиланд.

Итак, монолог екатеринбургского эмигранта Виктора Исаева — для тех, кто уверен, что нужно уезжать из России, и кто верит в то, что Америка — страна больших возможностей.

Наши программисты работают в крупных компаниях — Microsoft, Google — там, где их талант оказался востребован. Эти компании, как пылесос, вытягивают мозги из всего мира. Профессионалов ищут и находят, высылают приглашения, делают им визы. Так они оказываются в Америке. Дальше за тебя очень многие проблемы решает компания. Например, Google создает просто тепличные условия: с твоей собачкой погуляют, белье постирают, а ты только работай, пиши хороший, качественный код.

Я уехал, потому что мне было интересно попробовать. Школьный приятель позвал меня, тогда еще студента, поработать программистом. Так получилось, что работать пришлось на американского заказчика, и с тех пор я стал обрастать знакомствами в Штатах. Предложение от американцев поступило по интернету. Все вышло случайно: разговаривая с коллегой, я обмолвился, что в январе лечу в гости к подруге в Штаты. Мне тут же предложили заехать по пути в Бирмингем и познакомиться лично. Предложили достойную зарплату и хороший отпуск — я согласился. После этого я начал набирать команду в России.

Сейчас я занимаюсь информационным обслуживанием отрасли грузовых перевозок. Над этим проектом я работал 10 лет здесь, в Екатеринбурге. Также я руководил работой офиса аутсорсинговой компании — мы разрабатывали ПО для зарубежных заказчиков. Я согласился, несмотря на то, что здесь у меня была уже состоявшаяся жизнь — квартира, машина, дача, а туда я поехал на пустое место. В кармане — пачка долларов — и делай, что хочешь.

«В Америку уезжают молодые профессионалы, потому что в некоторых отраслях Запад дает больше возможностей. В американских компаниях своя культура. Там нет того «совка», который есть в наших крупных корпорациях, с подковерной борьбой, с интригами… На Западе, если ты хорошо работаешь, то сразу становишься заметен и тебя двигают вне зависимости от того, сын ты генерального директора или его племянник».

Сейчас я ненадолго приехал в Екатеринбург, чтобы набрать новых сотрудников и предложить им работать на американскую компанию. Я предпочитаю не переманивать из других компаний, а просто объявлять о вакансии. Люди приходят, в основном, по знакомству. Враждебных планов в отношении екатеринбургских IT-компаний у меня нет. Я стараюсь работать только с людьми, которых могу назвать друзьями, поэтому когда я наконец открою свою собственную компанию, они, скорее, не уйдут, а останутся со мной. В любом случае мы будем работать как команда. Клиентов мы никогда не бросаем. В прошлом году пришлось в ущерб основной работе в McLeod Software помочь нескольким американским клиентам, которых бросил на произвол судьбы мой прошлый работодатель. Это вопрос бизнес-этики, тут нужно просто поступать правильно и думать о своей репутации.

Эмигранты «нулевых» уезжают из России не потому, что здесь им было плохо. Они просто перемещаются вслед за новыми возможностями, но не меняют родину, не сжигают за собой мосты и ни в коем случае не хотят отказываться от российского гражданства. На фото: в Национальном парке Алабамы.

По политическим причинам сейчас почти никто не уезжает. Люди могут строить планы и готовить запасные аэродромы — это может быть. Основная часть все же уезжает по экономическим и мировоззренческим причинам. Да, в моем случае это сыграло роль, но не это стало определяющим фактором. Мне просто перестало нравиться то, что происходит в нашей стране. Я не хочу жить в тоталитарном обществе, поэтому сейчас стараюсь подстелить соломки и создать второй дом за границей. Я готов приезжать в Россию, в Екатеринбург, но хочу знать, что у меня всегда есть возможность уехать.

После президентских выборов многие в России заговорили о том, что нужно уезжать из страны. Это была просто истерика. Если ты достал клинок, то ты должен обагрить его кровью. Если ты сказал, что нужно уехать, — уезжай. Поживи там, вернись, сделай выводы. Расскажи всем, как бывает. Если ты просто говоришь об этом, да еще и на страничках своего уютненького бложика, то ты пустомеля и пустослов. Уважения к таким людям у меня нет.

В этом году я не голосовал. Пропустил и думские, и президентские выборы в России. Ближайшее российское консульство находилось в Хьюстоне, в 10 часах езды от меня. Голосовать — это долг гражданина, хотя, думаю, что один мой голос не изменил бы результат.

Мои русские коллеги из Microsoft каждые выходные устраивают акции протеста. Это похоже на белоленточное движение в России за честные выборы. В этих акциях участвует человек 7–10. Они согласовывают свою акцию с муниципалитетом и выходят, вооружившись лозунгами, транспарантами и плакатами. Стоят, выражают свою позицию. Это максимум того, что может сделать российский гражданин, патриот, находясь за границей.

«В Америке две категории русских эмигрантов. Одни, уехав за границу, ненавидят Россию. Вторая категория — это те, кто переживает за Россию. Они живут, как наши белоэмигранты после революции: рассчитывают вернуться, но видят, что вернуться невозможно».

Нельзя говорить, что американцы тупые. Они такие же, как мы. Хорошо. Если вы скажете, что американцы тупые, то тогда признайтесь в том, что и мы не семи пядей во лбу. Если серьезно, то они оказались просто очень хорошими людьми. Многие из них не могут показать на карте мира Екатеринбург, но у россиян такие же проблемы с Миннеаполисом. Вообще же они, как и мы, читают книжки, в курсе культурных и научных событий. Доказывать, что они не тупые — это как доказывать, что ты не верблюд. Такое мнение просто абсурдно.

«Я нужен в США своим работодателям для гарантий. Я мог бы работать и из Екатеринбурга. Они боятся нестабильности в России, что в какой-то момент я могу исчезнуть, оказаться за великим русским фаерволом, совершенно недоступным. Тогда некому будет вести их драгоценный проект!»

У американцев нет враждебного отношения к России. Вот я сегодня несколько раз сказал, что Америка — это наш потенциальный противник. Но я сказал это в шутку, а многие люди в нашей стране всерьез так считают. Якобы Америка хочет уничтожить Россию. Может быть, Америка и хочет, но это какая-то другая Америка, которая не имеет никакого отношения к простым американцам. Большинство из них про Россию ничего не знают, а те, кто знает, относятся к России хорошо.

Американцы плохо осведомлены о том, что происходит в политической жизни России. Конечно, им известны некоторые эпизоды, но для них это, скорее, анекдот. Например, высказывание Путина о подлодке «Курск»; они знают, что он поцеловал мальчика Никиту; они в восторге от его фотосессии топлесс. При этом они понимают, что российский режим нельзя назвать демократическим.

«Благодаря американскому кинематографу и сериалам мы много знаем об Америке. Это примерно как если приехать в Санта-Барбару — то я всех там знаю. Перед приездом в Америку я каждый день смотрел американские юмористические передачи, чтобы лучше вжиться в образ русского резидента.

Недавно я смотрел передачу, в которой американский ведущий Джон Стюарт пригласил к себе автора книги «Человек без лица» Машу Гессен. Она довольно подробно рассказала о Путине и о том, что происходит в России. Был разговор и о протестном движении. Американские СМИ занимают вполне определенную позицию по отношению к российской оппозиции: они осуждают наши власти и встают на сторону протестующих, которые, по их мнению, и есть обычные граждане.

«Для меня УрГУ, матмех — это место, где закладывалась основа профессионализма. На матмехе нужно было учиться честно, вкалывать. Мне жаль, что раньше студенты не были затронуты олимпиадами по спортивному программированию, хотя в последние годы университет прославился в этом направлении. Здесь есть чем гордиться».

За границей за наших часто бывает стыдно. Но это чаще происходит в традиционных курортных странах — в Турции, Египте, Таиланде. Русские ведут себя там так, будто сегодня последний день их жизни. Я горжусь всеми моими русскими друзьями в Америке. Это умные люди, многие из которых прошли через эмиграцию в не одной стране — Израиле, Канаде. У них была нелегкая жизнь, но они все преодолели и стали успешными людьми. Есть много блестящих примеров: замечательный программист, умница Никита Шамгунов, основатель компании MemSQL, ученый Константин Бриф, который занимается проектами, о которых не может рассказывать. Он работает на оборонную промышленность Америки.

Как-то меня остановили за превышение скорости и тут же отпустили, сказав: «Ну, он же русский, он не будет платить штраф». На что я сказал: «Я буду, буду платить штраф!». Но полицейский оказался тверд, как скала. Второй раз я встретился с полицией, когда получал автомобильные права. Думаю, в дорожной полиции могли бы быть более доброжелательны ко мне. Но даже тот уровень доброжелательности, с которым я столкнулся, все равно выше, чем на Чкалова, 1.

На матмехе в УрФУ: «Стены, украшенные формулами и теоремами, — это один из вариантов креативного убранства факультета. Ошибки, подчеркнутые красным. Напоминание о том, что даже в надписях, отлитых в граните, бывают погрешности. На матмехе учат мыслить критически, нас не проведешь!»

Я планирую вернуться в Екатеринбург. Это отличает меня от многих уехавших, которые видят свой отъезд в Америку дорогой в один конец. Большинство моих знакомых не планируют вернуться ни при каких обстоятельствах.

Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru, Facebook.