Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU
Наталья Прошина рассказала спецкору 66.RU, вмешивается ли церковь в работу культурного учреждения, стремится ли площадка выйти на самоокупаемость и зачем парку выездные лекции о Николае II.

Почти год назад в Екатеринбурге появился мультимедийный парк «Россия — моя история». В народе его все называют музеем, хотя на музей он не похож. Все, что есть внутри, — это экраны и проекторы. С их помощью на площадке рассказывают историю России. Всего в стране по поручению президента такие парки появятся в 16 регионах.

На Урале парк возник как филиал ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала», в мае стал самостоятельным бюджетным учреждением Свердловской области. 66.RU узнал у директора Натальи Прошиной, как перемены отразились на жизни РМИ, вмешивается ли церковь в жизнь исторической площадки и как можно заработать деньги на экранах и проекторах.

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU

— Какие задачи перед вами стоят сейчас? Чего вы хотите?

— Главная задача парка — популяризация истории России. Мы хотим показать, что Россия всегда развивалась динамично и имела перспективу на каждом историческом этапе. Наша главная аудитория — школьники. Хотелось бы, чтобы в парк стояла очередь из молодых людей. Достичь этой цели возможно благодаря нашему коллективу историков.

Кроме того, следующий год будет годом театра, мы планируем в феврале провести большую научно-практическую конференцию по истории русского театра. Сделаем и выставку по истории театров Екатеринбурга.

— Стоит ли у вас задача выйти на самоокупаемость?

— Говорить об этом пока преждевременно, потому что нам надо встать на ноги. Как самостоятельному юридическому лицу нам еще нет 2 месяцев. Сейчас мы — государственное бюджетное учреждение, которое работает по очень непростому сорок четвертому закону. Хочется стать автономным учреждением. И думаю, к началу следующего года у нас это получится.

— А если вы станете автономными, что изменится? Перестанете деньги получать от государства?

— Нет, деньги мы будем из бюджета получать. Новый статус даст больше финансовой самостоятельности.

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU

— Реально вам отказаться от бюджетного финансирования совсем?

— Пока нереально. Для этого нужен мощный источник финансирования, которого у нас пока нет, потому что о парке мало знают.

— Вы стремитесь к этому или махнули рукой как на недостижимую цель?

— Все стремятся к самостоятельности. Но пока нам важнее сосредоточиться на содержании. К сожалению, работа в любом бюджетном учреждении — это бесконечные отчеты и бюрократия. Я бы многие отчеты и планы сократила, потому что эта работа ничего не дает и отнимает время.

— Можно было бы, например, еще спонсоров поискать.

— У нас уже есть партнеры. Например, Фонд святой Екатерины. Я пока не вижу необходимости искать других.

— А что нужно сделать, чтобы вы могли нормально зарабатывать?

— Нужно давать качественный продукт. То, чего нет на рынке. Мы проводим научные лекции, кинолектории, квесты, брейн-ринги. Мероприятия пока бесплатные. Можно, например, еще сдавать площади в аренду, но мне эта идея не нравится — она размывает имидж парка.

— Но Ельцин Центр, с которым вас все время сравнивают, сдает большие площади в аренду и при этом популярен.

— У нас другая задача. Мы не противовес Ельцин Центру. Ельцин Центр — это история новейшей России. Мультимедийный парк — это место, где показана вся история нашего государства начиная с древнейших времен. И ценовая политика у нас другая — бесплатный вход для групп школьников и детей.

К тому же в Ельцин Центре, на мой взгляд, подход ультралиберальный. Мне он несимпатичен. Я — государственник. Считаю, что должно быть сильное государство и власть. Россия изначально создавалась как огромное многонациональное государство, в котором не было больших религиозных противоречий и все были толерантные. В каждом городе стояли и мечети, и синагоги, и храмы.

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

— Как сказывается на жизни исторического парка то, что он появился по инициативе духовника президента, Тихона Шевкунова?

— Я не знаю, кто духовник президента. Могу только сказать, что инициировал проект владыка Тихон Шевкунов. Изначально в Манеже в Кремле появилась историко-православная выставка, посвященная 400-летию дома Романовых. Когда Путин пришел на выставку, спросил: «А что только Романовы? До них никого не было?» Так появилась экспозиция про Рюриковичей, про советский период. Экспозиция про Великую Отечественную войну была самой проблемной. Тогда организаторы решили пригласить экспертное профессиональное сообщество. Те поработали, и в парке остались только факты, никаких оценок.

Так что у нас нет церковного фриза и нет никакой идеологии. Уверена, что наш парк объективен, взвешен, разумен, логичен и научно обоснован. Когда говорят, что мы поповско-путинский проект, — это заблуждение.

— Когда я была первый раз в парке, мне запомнился кроваво-красный зал про гонения на церковь в советское время.

— Да, есть такой зал. Это часть нашей истории, архивы это подтверждают. В парке есть стенд, посвященный новомученикам и исповедникам в Екатеринбургской епархии. Вместе с царской семьей у нас появились 64 новомученика, которые потерпели за веру. Вот, например, у меня в кабинете висит портрет Луки Войно-Ясенецкого. Он священник, 11 лет находился в лагере, автор учебника по гнойной хирургии, по которому занимаются и сегодня в медицинских вузах. С одной стороны — общественное служение, а с другой — жизнь во Христе. Это герой. А без героев нет Отечества. Просто герои разные бывают.

Директор парка «Россия – моя история»: «Мне несимпатичен либеральный Ельцин Центр. Я – государственник»
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU

— Вы участвуете в Царских днях?

— Да, у нас много мероприятий, посвященных столетию гибели царской семьи. Вместе с партнерами мы проводим выездные лекции, мастер-классы, брейн-ринги, квесты по маршруту следования царской семьи. Еще, например, появился совместный проект, выпущенный вместе с Фондом святой Екатерины, про Россию в эпоху правления Николая Второго. Фонд подарил нам сборник, в который включены материалы о преобразованиях и реформах того времени. Они показывают, какой была Россия с 1894 по 1917 годы. Например, что был поставлен рекорд по строительству железных дорог. Или что была проведена реформа Витте, после которой рубль стал не просто конвертируемым, а превратился в одну из устойчивых валют в мире. Еще мы показали лица эпохи, тех людей, которые стояли у истоков российского парламентаризма. Получилась сжатая, исторически обоснованная книга с хорошим дизайном.

— Как пригодится эта книга в жизни парка?

— Содержание нашей книги войдет в контент всех мультимедийных исторических парков России. Мы показали ее в московском парке «Россия — моя история». Материал приняли и оценили. Теперь проект выйдет на федеральный уровень в контент базовой экспозиции «Романовы». Николаю у нас посвящен целый зал, потому что его правление — это пик экономического роста России. Достижений тогда было много. Даже если взять Свердловскую область, в то время, например, появились первое высшее учебное заведение на Урале, Оперный театр и кинотеатр «Колизей».

— Парки по всей России построили очень быстро. С чем это связано? Зачем нужна была спешка?

— Понимаете, страна живет, только когда у людей есть объединяющая идея. Нам нужна была идея. А она может появиться только через историю. Так что, видимо, государство решило работать над воспитанием патриотизма.