Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецпроект 66.ru: Успеют ли метростроевцы в срок?

9 февраля 2011, 13:28
Корреспонденты 66.ru побывали на стройках «Чкаловской» и «Ботанической», сдача которых намечена на 1 декабря. Как продвигается один из самых ожидаемый долгостроев города, читайте в нашем спецпроекте.

Какая из двух строек завершится раньше другой, когда начнут монтаж эскалатора и проложат рельсы, по которым будут ходить новые вагоны, где появятся подземные переходы и где на время их стройки планируют сделать объезд, на какой месяц назначен демонтаж трамвайных путей, и, наконец, когда откроют улицу 8 Марта, — обо всем этом говорим с теми, кто отвечает головой за стройку станций метро «Ботаническая» и «Чкаловская», — начальником МУ УЗПС метрополитена и подземных сооружений Владимиром Кагилевым и Юрием Дозорцом, директором «Метрострой-ПТС».

Вход в подземелье

К стройке не так-то легко подобраться: со всех сторон бетонные плиты — забор, вход — строго по пропускам, въезд — только для спецтехники и служебных машин. Если в детстве, хвастается наш фотокорреспондент, он мог свободно изучать внутренность некогда строящихся подземок, без пропусков, предварительного согласования и спецодежды, то теперь без каски и начальника-сопровождающего не обойтись, да и опасно это — шпалы, по которым пробираешься вглубь туннелей, расположены на расстоянии, меньшем, чем шаг, — можно и провалиться.

...Разве что рабочие, которые находятся здесь круглыми сутками, уже не смотрят под ноги и уверенно шагают по направлению каждый к своим объектам.

Температура здесь всегда постоянная. В среднем — 5, 7, 10 градусов выше нуля.

И на «Ботанической», и «Чкаловской» работа идет в три смены, то есть круглыми сутками.

...По субботам и воскресеньям здесь тоже никто не отдыхает. На одну смену на «Ботанической» выходит порядка 150 человек, и, как говорит начальник МУ УЗПС метрополитена и подземных сооружений, Владимир Кагилев, это не предел: по мере «раскрытия фронта работ» на стройке будут появляться новые специалисты. Всего же задействовано порядка 800 работников.

Догнать и перегнать...

Здесь же, на «Ботанической», сразу у входа, становимся свидетелями сцены, исполненной в лучших традициях производственного романа, — классики времен строительства социализма. «Догнать и перегнать» актуально и на этой стройке: строгий и слегка хмурящийся начальник, который «журит» своего подчиненного за возможный срыв поставленных сроков... Владимир Кагилев — Николаю Лоскутову, начальнику участка верхнего строения пути: Я из-за тебя опаздываю. Мне бы желательно, чтобы ты закончил в марте. Вот в марте месяце надо закончить так: зайти путевым бетоном до обреза портала...

С другой стороны, беспокоиться начальству с «Ботаники», казалось бы, не о чем. В этой гонке пока лидирует стройка «Ботанической»…

Основные работы здесь уже сделаны, теперь время субподрядных организаций: электромонтаж, заливка бетона. Раскладка труб…

...Уже в этом месяце начнется отделка вестибюля: окраска, шпаклевка, плитка. А вот чем занимаются сейчас на вверенном подчиненному Кагилева участке:

Николай Лоскутов, начальник участка верхнего строения пути:

— Сейчас работы проводятся на тупиках отстоя и на тупиках оборота. В основном, это касается рельсо-шпальной решетки и бетонирования. Дальше планируется переводить работы на платформенный участок...

Работы, да и самих рабочих на «Чкаловской» больше, чем на «Ботанике»: здесь строят метро порядка тысячи человек.

Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС», начальник строительства станции метро «Чкаловская»:


— У них проще: станция в котловане, то есть котлован выкопали, в нем построили станцию и засыпали. Под землей все намного сложнее — там, во-первых, разработка породы все усложняет. И материалы все опускать и доставлять... Поэтому и дороже закрытый способ.

«Построить метро — это вам не дом какой-нибудь»...

Решение одного технического вопроса на «Чкаловской», в результате которого общая толщина бетонных стенок свода составила 60 см, а не метр, как предполагалось изначально, позволило сэкономить не только время, но и силы.

Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС», начальник строительства станции метро «Чкаловская»:


— Скажем, «Чкаловская» получилась дешевле «Геологической», потому что мы временную крепь включили в состав постоянной. За счет этого, в общем-то, чисто технического вопроса, затраты на строительство уменьшились в разы.

Однако о стыковке работ с метростроевцами «Ботанической» пока речи нет, — сейчас ждут, когда к работе приступят подрядчики.

В планах строителей «Чкаловской» монтаж эскалатора, который назначен на 1 апреля. Собрать обещают за два месяца.

К слову, на «Ботанической» таких проблем нет — спуск пассажиров организован по лестничным сходам — ведь это станция открытого способа строения.

Сейчас на «Чкаловской» идет монтаж внутренней конструкции. Та часть метро, которая видна пассажирам, — платформа, уже готова. Ведутся отделочные работы, в марте начнут делать подвесной потолок. Одеть камнем — в мрамор и гранит — планируют в апреле, но уже сейчас обещают, что «станция будет красивой». Но и это только малая толика того, что еще нужно построить.

Как говорят рабочие на метрострое, «построить метро гораздо сложнее, чем построить дом». Никто и не спорит. Метро — сложный организм, внутри которого находится более ста камер-комнат...

...Метро — сложный организм, внутри которого находится более ста камер, «камерушек», как ласково зовут их начальники, назначение которых для обычного пассажира — тайна за семью печатями. Более того, чаще всего мы даже не задумываемся об их существовании, так как их назначение — чисто функциональное. Здесь и вентиляция, и насосные помещения, и помещения для инвентаря. Рядом в этих «камерушках» должны уместиться службы, без которых жизнь метрополитена буквально оборвется — электрические, электромеханические, связисты... Все это появится не раньше марта.

Как пройти?..

Первый пешеходный переход на «Ботанической» будет с выходом к «Дирижаблю», еще один — через Шварца, в районе улицы Крестинского, другой — в сторону Белинского, он спроектирован сразу с несколькими выходами. К строительству последнего пешеходного перехода планируют преступить уже в начале марта. Завершение прокладки одного из пешеходных переходов уже 14 февраля потребует перекрытия улицы Шварца. Не все просто и с подземными переходами в районе «Чкаловской» — их строительство также сопряжено с изменениями движения наземного транспорта.

План, согласно которому появятся новые переходы, висит на стене в кабинете у начальника стройки «Чкаловской».

Он и сам рассказывает, как изменится городской ландшафт в районе Южного автовокзала через несколько месяцев.

О планах по переносу Южного автовокзала смотрите здесь.

Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС», начальник строительства станции метро «Чкаловская»:


— Выходы показаны — вот она, схемочка: станция Чкаловская, вот это 8 Марта, вот на Щорса, Автовокзал, банк, чтоб сориентироваться, вот этот угловой дом — магазины, ну и вот они все, входы в метро. Тут пешеходные переходы.

Какую именно часть дороги предстоит перекрыть для строительных работ? — Как говорит Дозорец, вариантов несколько... По утвержденному проекту много времени уйдет только на подготовительные работы — чего стоит перенос дороги, демонтаж трамвайных путей... Осложняется все тем, что план рассчитан на полгода — «очень долго».

Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС», начальник строительства станции метро «Чкаловская»:


— Поэтому я предлагаю: чем эти деньги тратить — кусочек Степана Разина еще восстановить от Щорса до переулка Кислородный и объезд сделать. А там вообще закрыть. По деньгам это то же самое будет, зато улица потом останется хорошая по Степана Разина, а эти деньги — бросовые. Надо, конечно, еще прикинуть по деньгам, но так, на глазок — это, вроде, то... Хотя надо посчитать, конечно.

Пока же планируется только частичное закрытие важного для стройки перекрестка, вот и выходит: пути надо переносить несколько раз — сначала троллейбусные, потом трамвайные, неоднократно перекрывать дорогу.

Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС», начальник строительства станции метро «Чкаловская»:


— Может быть, дадут закрыть целиком перекресток на короткий промежуток времени. Может быть, дадут закрыть Щорса, и можно будет строить. А тут по 8 Марта уже откроем движение, будут трамваи ходить, автобусы, машины...

Полностью открывать 8 Марта планируют к концу июня, на то же время назначен демонтаж и перенос трамвайных путей, а следом — и проезжей части. Избежать проблемы, как скажем, несколько лет назад, во время строительства станции метро «Геологическая», здесь не удастся: глубины не хватает, следовательно, «мост», по которому могли бы ходить трамваи, тут не построишь. Что ж, придется потерпеть.

Фото: Алексей Сохович-Канаровский