Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Есть такая профессия — людям помогать!

17 мая 2011, 13:05
интервью
Интервью с заместителем директора Комплексного центра социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Екатеринбурга Еленой Колчиной.

Несмотря на то, что дипломированные специалисты идут куда угодно — в торговлю, сферу услуг, на производство — лишь бы не по профилю, а текущие получают зарплату, которую не под каждым микроскопом разглядишь, находятся люди, готовые помогать другим, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации. В графе «должность» в их трудовых книжках наверняка написано «социальный работник», но читать надо — «хороший человек». Профессионально хороший человек.

— Елена Геннадьевна, как говорится, «немного истории»?
— Первые отделы помощи пенсионерам на дому появились в районах Екатеринбурга, тогда еще Свердловска, 23 года назад. Сначала это было принято с недоверием, прежде всего самими пенсионерами, но постепенно кредит доверия увеличивался. С 1997 года социальная помощь оказывалась уже Центрами социального обслуживания, а с 2006 года Центры стали подчиняться Министерству социальной защиты населения Свердловской области. Курируют деятельность Центров Управления социальной защиты в каждом районе города.

— Всем помочь невозможно наверное? Кому вы помогаете в первую очередь?
— Наш Центр, а также другие районные Центры с небольшими отклонениями в структуре созданы для социального обслуживания трех основных групп населения: пожилых граждан и инвалидов, лиц без определенного места жительства и неблагополучных семьей. Отделение обслуживания на дому — самое многочисленное. 13 отделений, 840 клиентов, 100 социальных работников — и это только по одному Железнодорожному району. Правда, к нам же относятся отдаленные территории — поселки Северка, Палкино и Шувакиш.

— Какие услуги оказывает Центр своим клиентам?
— Согласно национальным стандартам социального обслуживания населения: доставка продуктов, выписка рецептов, оплата коммунальных платежей, лекарства, уборка помещения, оформление документов, доставка средств реабилитации — то есть все, в чем нуждаются люди, которые по каким-то причинам оказались неспособными сами все это делать. Есть разные ситуации. Наши клиенты и одинокие, у кого вообще никого нет, и те, у кого родственники есть, но они либо проживают далеко, либо не желают помогать своим старикам. Бывает такое, что детям совершенно никакого дела нет до престарелых или немощных родителей. Мы пытаемся их как-то вразумить, но срабатывает не каждый раз: дети бывают и алкоголики, и наркоманы... Либо вообще не приходят, либо редко, раз в месяц. Социальные же работники приходят столько раз в неделю, сколько нужно: два, три (с каждым клиентом этот вопрос решается индивидуально), и оказывают помощь, значение которой трудно оценить.

— В какую сумму обходятся услуги пенсионерам?
— Услуги стоят недорого. По тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией, доставка продуктов стоит 8 рублей 60 копеек, доставка лекарств — 2 рубля 90 копеек, мытье пола — 30 копеек за квадратный метр. При таких тарифах человек, который обслуживается два раза в неделю, тратит на оплату обслуживания в месяц примерно 100 рублей. Но и эта цена некоторым кажется высокой.

— Может быть, оттого, что пенсии невелики?
— Средняя пенсия около 8000 рублей. Однако у нас на обслуживании находятся и ветераны войны, которые получают значительно больше, граждане старше 80 лет получают и 16000, и 18000, в общем, уровень разный, но... На данный момент пенсия наших клиентов гораздо больше, чем зарплата наших сотрудников. Оклад социального работника 3680 рублей. 5500 со всеми надбавками — гарантированная зарплата. Плюс стимулирующие выплаты — еще 30%.

— При таком уровне зарплат у вас наверняка не стоит очередь в отдел кадров? Кто идет в социальные работники?
— Женщины предпенсионного или пенсионного возраста, а также многодетные мамы, а вобщем, женщины с добрым сердцем и открытой душой. Конечно, текучесть кадров значительная. Люди приходят и уходят, хотя есть и такие, которые работают более 20 лет. И это очень хорошие люди. Я сужу по тому, что жалоб почти нет, очень редко. Зато благодарственные письма пишут часто. Да какие! Иногда в стихах. Начинаешь читать и... до слез! Очень-очень теплые слова в адрес социальных работников. Называют их дочками, нянечками и т. д. Очень трогательно.

— Но так ведь не может продолжаться вечно? Что-то делается государством для поднятия престижа профессии?
— Отчасти. 8 июня — наш профессиональный праздник. Впервые в этом году будет национальный конкурс на звание лучшего социального работника. Премия за первое место 500 000 рублей, за второе — 300 тысяч и за третье — 200. Можно сказать, что государство обратило на нас внимание. Правительство области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области также приняло решение провести конкурс профессионального мастерства социальных работников. Я думаю, такие меры значительно повысят престиж профессии.

— Как строится остальная работа Центра?
— Один из приоритетов — участковое социальное обслуживание населения. Район был поделен на участки, к каждому из которых прикреплен специалист, в его служебные обязанности входит мониторинг социального неблагополучия на своем участке, взаимодействие с участковыми милиционерами, поликлиниками, общественными организациями. С бабушками на скамеечках даже. Со школами, клубами и так далее. Они должны знать все. И проводить профилактику социального неблагополучия.

Есть отделение срочного социального обслуживания, в том числе помощи лицам без определенного места жительства. Мобильная бригада срочной социальной помощи выезжает в места скопления бездомных. Разговаривают, спрашивают, не нужна ли помощь. Нужна она далеко не всем: многим нравится вести тот образ жизни, который они ведут. Другим оказываем помощь в трудоустройстве, восстановлении документов. Устраиваем в реабилитационные центры в поселке Лебяжьем или в «Державу». Некоторые остаются там надолго, даже семьи заводят. Но основную массу — хотя бы накормить и одеть стараемся.

Малообеспеченным семьям оказываем помощь в натуральном виде и всем вместе — пытаемся оказывать помощь услугами: организуем пункт приема и выдачи одежды, предоставляем скидки на парикмахерские услуги, услуги прачечной или ремонтных мастерских. Кроме того, у нас внушительный фонд средств реабилитации, которыми тоже можно воспользоваться на временной основе — от костылей и инвалидных колясок до тонометров и глюкометров.

Хочу подчеркнуть особо, что для того, чтобы получить помощь, оказавшись в трудной жизненной ситуации, достаточно просто позвонить! К вам обязательно придут, выслушают и постараются сделать все возможное, чтобы помочь преодолеть трудности!

Комплексные центры социального обслуживания населения Екатеринбурга:

Железнодорожный район: 323-23-11, 323-22-36,
Кировский
район: 350-46-43, 370-67-40,
Ленинский
район: 267-41-70,
Октябрьский
район: 251-64-33,
Орджоникидзевский
район: 331-12-27,
Верх-Исетский
район: 246-78-60,
Чкаловский
район: 210-12-69.

Внутренний фотобанк компании