Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

22 июня 2016, 12:00
Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму
Фото: 66.RU; 66.RU
Во Франции последние дни нет недостатка в российских спортсменах. Но только за нескольких было не стыдно.

Ты можешь быть хоть трижды титулованным спортсменом с кучей кубков на полке, но все аплодисменты этого вечера соберет маленький китаец в VIP-ложе. Ему даже не придется толкать речь, чтобы сотни тысяч человек встали и начали рукоплескать. Просто потому что этого китайца зовут Джеки Чан, и у него, помимо доспехов бога, есть своя гоночная команда, которая в числе других 60 экипажей вышла на старт суточной гонки «24 часа Ле-Мана».

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Правда, китайская команда — Baxi DC Racing — никаких успехов в этот уикенд так и не добилась, потому что сама гонка мало напоминала фильмы Джеки Чана — скорее, драму Финчера с непременным сюжетным твистом в финале, но снятую в эстетике раннего Гая Ричи.

Карбоновые нервы

Гонки на выносливость — это когда трое парней в одной машине по очереди едут на пределе. Едут на рассвете, едут после заката, едут ночью, едут днем... Вы успели сходить поспать — а они все едут и едут. Вы проснулись, скушали свой круассан под латте, а они продолжают гнать. И так — все 24 часа без права передохнуть или расслабиться.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Нет такого права и у членов команд. «Дэвид, когда ты последний раз спал»? — спрашиваю я главного инженера команды G-Drive Racing. «Э-э-э, по-моему, в четверг», — отвечает Дэвид поздним вечером воскресенья.

Раз в год Ле-Ман — небольшой городок на востоке Франции — теряет покой и сон. В 2016-м он сделал это в 84-й раз, когда на кольцо «Сартэ» (хотя правильнее, говорят, всё-таки «Сарт») съезжаются самые отчаянные парни планеты. И мы не только про гонщиков и механиков.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Как и любая другая гонка, Ле-Ман вживую — это не столько спорт, сколько безостановочная костюмированная тусовка с непременным объеданием, распиванием и музыкой с танцами.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

По своей атмосфере Ле-Ман кардинально отличается от гламурных уикендов «Формулы-1».

Да, тут тоже собираются селебрити — в этом году, помимо Джеки Чана, приехали вообще все «наши»: Киану Ривз, Джейсон Стэтэм и Брэд Питт. Последний дал старт гонке и передал привет читателям 66.ru. Хотя на самом деле просто случайно попал в кадр.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Как и в дни F1, в Ле-Мане тоже приторговывают «Ролексами» и «Таг-Хоэрами» с лотка, тут легко можно купить самую дорогую куртку планеты, но суть не в этом.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Ле-Ман демократичен, Ле-Ман близок к народу, а народ (до 400 000 человек!) как нигде близок к нему.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Тут не принято селиться в «Мэриоттах» и «Хиллтонах», Ле-Ман — это палатка или кемпинг, барбекю на свежем воздухе или вообще ночевка в машине. Нередко — прямо в «Бентли» или винтажном «Порше» и прямо на парковке «P12».

Ах да. В промежутках между карнавальным раблезианством тут еще и гоняют.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

«Toyota объявляет отзыв»

На старт 24-часового марафона в Ле-Мане выходят машины в четырех разных классах: LMP1, LMP2, GTE Pro, GTEam. От этого на трассе образуется такая мешанина цветов, красок и антикрыльев, что человек неподготовленный ничего не поймет и после двух суток. Подготовленный, впрочем, тоже с трудом.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

LMP1 считается топовым классом и одной из главных вершин автоспорта. Никакой скованности, никаких ограничений фантазии инженеров. Хочешь — полный привод. Не хочешь — не полный привод. Хочешь — бензин, хочешь — дизель. Хочешь — V6, но не возбраняется и V4. Полученные безграничной фантазией монстры выдают до 1 000 л.с. и едут так быстро, что проходят 13,6-километровый трек за 3:21. То есть по 4+ километра в минуту, или по километру каждые 15 секунд. Это быстрее, чем вы читали последний абзац.

Собственно, поэтому победа в Ле-Мане престижна в любом зачете, но в классе LMP1 она приобретает поистине эпический размах: там соревнуются не только люди, там соревнуются производители. Инженерые подходы, технические решения, философия, если хотите.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Было время, когда доминировала дизельная философия Audi. Но оно прошло еще до того, как разгорелся «дизельгейт». В этом году борьба шла на поле гибридности: «Приус» против 918-го, Toyota против Porsche, Hybrid synergy drive против Future performance, или как там теперь называется электростратегия Штутгарта.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Экс-пилот F1 Марк Уэббер — жертва кармы, не иначе. В «Королевских гонках» он трижды становился бронзовым призером и, принимая приглашение Porsche в чемпионат мира по гонкам на выносливость, наверное, рассчитывал на что-то большее, чем сход в дебютном Ле-Мане, второе место в 2015 и пятое — в 2016 г. Тем обиднее, что действующий пилот F1 Нико Хюлкенберг год назад выиграл свой первый же Ле-Ман в составе все тех же Porsche. Но Марк не сдается, он держится, у него хорошее настроение.

«Гибридный синергетический драйв» Toyota дал сбой. Причем в самый неподходящий момент: на финальном круге. За час до этого они уверенно лидировали и летели на всех парах к неминуемой победе с весомым преимуществом над экипажем Дюма — Жани — Либа. По пресс-центру прогулялась мрачная шутка о том, что Porsche выиграет, только если «Тойоте» под педаль газа попадет коврик, и они объявят отзыв. Объявили.

Прототип №5 замер прямо на старт-финишной прямой за три минуты до финала, и всё, что было после этого, — словно череда рваных кадров, склеенных под «Fucking in the bushes»: ррраз — Porsche финиширует первыми; два — в боксах «Тойоты» сеанс одновременных фейспалмов и слёз; три — над подиумом реют сразу два российских флага. В этом хаосе сюрреализма уже никто не вспоминал Джеки Чана.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Серебро как драма

Опытные гонщики с несколькими Ле-Манами за плечами вряд ли удивились такому раскладу на финише: все как один повторяют, что здесь случиться может все что угодно.

Роман Русинов, пилот команды G-Drive Racing:

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

— Каждый раз, когда мы приезжали на Ле-Ман, на листе бумаги у нас всё было в порядке. Но Ле-Ман — это очень сложная гонка, и даже если у тебя самая быстрая машина, самые быстрые пилоты — это не дает тебе гарантии на победу. В прошлом году мы выиграли весь чемпионат мира, но здесь финишировали только третьими. В этот раз мы взяли поул-позицию, и это уже очень приятно, хотя на Ле-Мане и не главное. Эта гонка суточная, и для нас безумно важно сделать безошибочную гонку. Если мы проедем безошибочно, быстро, надежно, то можем рассчитывать на победу.

К сожалению, для российской команды, выступающей в зачете LMP2, все так и произошло: со скоростью и надежностью проблем не возникло, но череда мелких помарок накрутила порядка трех лишних минут и отбросила G-Drive Racing на 2-е место в своем классе.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

«У нас постоянно что-то случалось, и 24 часа мы фактически догоняли, шли на большие риски и в конечном счете показали хороший, я считаю, результат, — говорит Роман сразу после финиша. — Отыграть эти три минуты отставания было практически нереально, потому что наши конкуренты ехали приблизительно с тем же временем, что и мы».

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Радости в глазах Русинова за лучший в истории результат для россиян при этом не видно: перед новым сезоном чемпионата мира по гонкам на выносливость команда сменила поставщика шасси, состав пилотов, стратегию — всё для того, чтобы гарантированно выиграть самый престижный марафон планеты.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

А дальше — опять нарезка в гай-ричевской манере: оооп — прокол и визит в боксы, два — и Уилл Стивенс ошибается во время дозаправки, три — и команда получает штрафной проезд по питлейну. Отсюда — лишние три минуты, отыграть которые за 24 часа даже при такой феноменальной скорости, как у прототипа №26, нереально.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Под утро череда неприятностей продолжилась сходом второго экипажа G-Drive Racing: №38 не смог продолжить борьбу.

Александр Крылов, руководитель проекта G-Drive Racing, директор по региональным продажам «Газпром нефти»:

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

— У нас была сильная и сплоченная команда и самая быстрая машина, мы завоевали поул-позицию, наши гонщики вошли в пятерку лучших по абсолютному времени круга. Но это Ле-Ман, культовая гонка, за 24 часа может произойти что угодно. Два штрафа и прокол колеса привели к потере считанных минут. Но мы боролись до конца, пришли к финишу в том же круге, что и победитель. В итоге G-Drive Racing превзошла результат прошлого года и вышла второй на подиум. На данный момент это лучший результат для россиян в Ле-Мане за всю историю.

Для наших — Кеша

Даже опытные автоспортивные журналисты переспрашивают, почему вдруг Кирилл стал Кешей. Приходится объяснять, что уральскому автосообществу Ладыгин до сих пор известен именно под этим прозвищем.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Начав в картинге в середине девяностых, Ладыгин прошел длинную карьеру, в которой были и ралли, и трековые гонки, и «кузова», и старты в чемпионате мира по турингу (WTCC), и череда побед в «Гонке звезд» журнала «За рулем».

Последние годы Ладыгин наконец-то нашел достойное своему таланту место — под крылом программы SMP Racing.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

В их составе он стал чемпионом младшей марафонской серии — ELMS. В 2014-м Кирилл перебрался в чемпионат мира по гонкам на выносливость (FIA WEC), и на этом череда успехов на какое-то время прекратилась — вплоть до подиума в Ле-Мане-2016.

Причем подиум не выглядел гарантированным вплоть до финальных часов гонки: прототип «ЭсЭмПэшников» — BR01 — не смотрелся быстрым и вообще конкурентоспособным на протяжении всех тренировок и в квалификации, но выручила стабильность: экипаж Ладыгин — Петров — Шайтар преодолел дистанцию гонки без аварий, ошибок и вылетов и в итоге финишировал пусть и в 4 кругах позади Русинова и G-Drive Racing, но все равно на подиуме.

Удивительные русские

Российских автоспортсменов даже в самом сильном угаре патриотизма трудно назвать фаворитами мировых серий. Тем не менее подиумы Квята, триумфы Ладыгина — Шайтара и победы Русинова заставляют весь мир чуть пристальнее смотреть в нашу сторону.

Рене Раст, заводской пилот Audi, пилот G-Drive Racing в «24 часах Ле-Мана»:

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

— Мы не удивлены успехами нашей команды: сразу было понятно, что она сильна. Другие парни из России нас удивили: они не были в первых рядах на тестах и квалификации, но в гонке оказались быстры. Настолько, что их порой было трудно догнать.

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму

Конечно, команды, выступающие под российским флагом, по своему составу интернациональны, что вполне понятно: специалистов уровня, позволяющего взять 2-е место в Ле-Мане, в нашей стране еще не так много. Поэтому состав российских иженеров, пилотов, механиков стабильно дополняется классными специалистами из Англии и Германии, но какое это имеет значение, если в итоге над Сартэ (или всё-таки «Сартом»?) реют российские флаги?

Русские удивляют, или Как главный гоночный марафон планеты превратился в драму
© 66.ru; 66.RU