Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»

2 апреля 2024, 11:21
Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU
Через два дня на ПК выходит самый громкий, амбициозный и хайповый проект «патриотического геймдева» за долгие годы. В минувший уикенд в Сеть одновременно попали как официальная демоверсия игры, так и пиратский слив полной играбельной. Кирилл Зайцев решительно осуждает пиратство и торренты, но стоически за вас прошел демку и одним глазком глянул полную версию (у друга). Выводы вас удивят.

… 1612 год. Смутное время. Эпоха, высеченная в камне Иваном Мартосом и воспетая Кипеловым (и Мавриным). Молодое Московское царство (Московия) борется с полномасштабным вторжением поляков с целью демосковификации. Гражданин Минин и князь Пожарский решительно этому сопротивляются. Молодой боярин Милославский (протагонист игры) им в этом категорически помогает.

Такова завязка игры. Дальше с момента анонса есть две полярные точки зрения:

  • … убогая поделка, распил, никчемность;
  • «… вы просто ненавидите всё русское!!!1»;

Истина не где-то рядом, она вообще далеко. Но для этого надо выйти с обывательских позиций и понять некоторые детали.

Бюджет разработки «Смуты», по открытым данным, составил 490 000 000 ₽ без учета маркетинга. Основную сумму дал «Институт развития интернета», то есть деньги — бюджетные, наши с вами налоги. Отсюда в Сети очень много недовольства на всех этапах создания проекта. Но давайте посмотрим на это в контексте мировой индустрии и через оптику рыночных цен.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

«Золотая рожь, да кудрявый лен… Я влюблен в тебя, Россия, влюблен» ©

Контекст и оптика

490 000 000 ₽ — это $5 млн в сегодняшних деньгах и чуть больше $8 млн в деньгах 2022-го, когда проект был широко и громко анонсирован.

Для сравнения:

  • бюджет ААА-тайтла Cyberpunk 2077 — это $320 млн
  • бюджет АА-тайтла A Plague tale: innocence — $40 млн

«Смута» обошлась в $5–8 млн, что

  • а) автоматом выводит ее за рамки ААА- и АА- куда-то в сторону инди-проектов;
  • б) резко снимает большинство вопросов к качеству продукта

Понимаете, к чему веду? За те деньги, что потратили на «Смуту», даже в Восточной Европе вам нарисуют один мультик. Минуты на полторы. А тут — целая игра с механиками, сюжетом и какими-никакими амбициями.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

Какой-такой «Ведьмак 3»?..

Плюс, посмотрите на стоимость. За игру в VK Play просят 1600 ₽, то есть $17. А теперь посмотрите, что за $17 можно купить в Steam / Microsoft Store / PS Store. «Лопни шарик» там можно купить за $17. И логическую шараду «Три-в-ряд». Цены на приличные игры — это давно $50–60.

Итак, теперь, зная контекст (инди-игра) и глядя через правильную оптику (инди-игра за $17), мы можем спокойно говорить о «Смуте» как взрослые образованные люди.

Демо

Демоверсия под названием «Смутное время» выполнена в стиле интерактивной энциклопедии последних частей Assasin's Creed: нас запускают в детально воссозданную Москву XVII века, по которой можно ходить и узнавать исторические факты. Периодически в кадре возникает блогер Клим Жуков с «Разговорами о важном». Последнее должно (бы) подчеркнуть глубину исторической проработки, погружения в детали и фактуру. Получается очень хорошо: «Мостовые на Руси, — вещает голос за кадром, — строили из дерева». И припечатывает Фактурой: «Дома в Москве тех лет — тоже. Каменные палаты могли себе позволить немногие». Я намедни купил ребенку иллюстрированную энциклопедию («3+») про Византию — там уровень проработки фактуры ничуть не хуже.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

Какой-такой Хичкок?..

Когда из кадра уходит блогер Жуков, нам дают походить по Белокаменной. Правда, не везде. Более того, это «не везде» очень многих отвратит от покупки полной версии в принципе. Просто посмотрите этот ролик — в нем вообще вся суть демки.

Дрянная оптимизация, лаги, «невидимые стены», пустой «открытый мир» — плохо натурально все, включая скомороха, который играет на невидимых гуслях. Последний раз так плохо было в 1994-м в рекламе с песней Кая Метова, только там музыкант играл на неподключенной электрогитаре. И на концерте Елены Ваенги, где на гитаре (акустической) играл соло (электрическое) случайный мужик.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

В общем, если после демки вы воскликнули «… убогая поделка, распил, никчемность!», вам резонно могут ответить «… вы просто ненавидите все русское!!!1».

И вы все будете неправы.

Сама игра

Это очень трудно объяснить, но…

Да, там плохо все.

Во-первых, «Смута», с одной стороны, выглядит как все другие игры на условно-бесплатном движке Unreal Engine. А на нем любой дурак может сделать что угодно.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

Во-вторых. При всем при том там очень плохо с оптимизацией. Графическая часть очень не докручена, не отполирована — в итоге возможности движка не раскрыты, скриншоты в статье сделаны на почти максимальных настройках, но без «трассировки лучей». И так игра выглядит весьма убого — так убого не выглядят все остальные проекты на Unreal Engine последних лет, запущенные на этом же «железе». А ведь я на нем и сам Unreal Engine запускаю и делаю в нем всякие опыты (см. «Любой дурак»).

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

«Горели замки, что на Истре, горели медленно, назло…» ©

В-третьих, там убогий геймплей. Очень поверхностная боевка, очень опростанный открытый мир, очень неглубокие диалоги. Даже германская «Готика» начала «нулевых» при примерно схожих вводных была лучше и состарилась куда интереснее.

Анимации верховой езды — боль. Анимации протагониста в диалогах — взяты из стоковых с сайта Mixamo. Квесты — уровня «Дай-подай». Сюжет — плохой фанфик, куда хуже текстов «Смутного времени» Кипелова и Маврина (их писала талантливейшая Маргарита Анатольевна Пушкина).

Очень плохо, сыро, не доработано в этой игре буквально все. Но, знаете, есть в «Смуте» и свое очарование, сильные стороны и журчащие вайбы. Понять те вайбы смогут только детишки, выросшие где-то между Костромой и Вичугой. Вот эти, знаете (уверен — нет) — долы. Это разноцветье трав, которое в Центральной России совершенно не такое, как в Башкирии или на Среднем Урале. Это сочетание хвойных и лиственных. Это деревянное зодчество, эти срубы, эти помостки…

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU

У игры на удивление очень хорошо с арт-дирекшеном и всем художеством вообще. Там идеально воссоздана моя, золотокольцовская, Русь-Русюшка. Я вижу, что за визуальную часть отвечали люди, которые очень хорошо понимают, что такое Суздаль, как выглядит Ярославль и чем славен Владимир-на-Клязьме. И они с нежностью и любовью воссоздали Нижний Новгород — город, больше которого я люблю разве что Прагу.

Только за возможность побродить по красиво воссозданному Нижнему я отдам создателям $17 — и пусть они даже их потом распилят. Не жалко. В сегодняшних деньгах — это всего 8 шаурм (шаурмов? шаурмей?) — пару дней можно и поголодать, оно даже для фигуры полезно. Но тогда и игру следовало бы позиционировать не как игру, а как детально и бережно воссозданный виртуальный тур по Золотому кольцу. Что до амбиций и хайпа проекта как игры… Ну, «Смута» достойна занять место среди других громких инди-проектов вроде «Русы против Ящеров» и «Старославянский зажим яйцами».

А большего ждать от нее не надо.

Каким вышел «российский ответ» «Ведьмаку» и RDR 2: первые впечатления от «Смуты»
Фото: скрины 66.RU