Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: Дмитрий Антоненков 66.ru
Официальные автоперевозчики уже который год требуют запретить популярное приложение поиска попутчиков BlaBlaCar. История войны официальных перевозчиков с нелегалами и причины противостояния – в материале 66.RU.

16 мая в 05:15 на 295-м километре автодороги Пермь — Екатеринбург в кювет улетел микроавтобус «Форд Транзит» с госномерами Башкирии. В машине вместе с водителем находились 13 человек. Упасть набок микроавтобусу помешал естественный рельеф кювета. Но даже несмотря на это, в аварии получили травмы восемь человек. Двух из них медикам пришлось госпитализировать.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: отдел агитации ГИБДД Свердловской области

Обратите внимание на госномер микроавтобуса

Водитель объяснял гаишникам, что не справился с управлением, объезжая выскочившую на дорогу собаку. Его слова опровергли пассажиры: «Водитель заснул за рулем».

Выяснилось, что этот «Форд Транзит» регулярно совершал полулегальные пассажирские перевозки между Екатеринбургом и Уфой. Клиенты находились сами, через приложения BlaBlaCar, «Яндекс.Автобусы» и «Атлас».

Автобусы под видом легковых машин

Нынешней зимой и весной такие перевозчики базировались в Екатеринбурге на парковке торгово-делового центра «Свердловск» по Героев России, а в Уфе у одноименного универмага на проспекте Октября или ТРК «Семья». Например, в Екатеринбурге водители отдыхали после многочасового, а иногда и ночного рейса и возвращались с клиентами в родную Башкирию.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: © 66.RU

Госномер злополучного «Транзита» попал на фото, сделанное 13 мая в Екатеринбурге на парковке ТДЦ «Свердловск»

Курсировавшие до мая между Екатеринбургом и Уфой микроавтобусы принадлежали башкирским предпринимателям, зарегистрированным как ООО «Авто-Круиз», ИП Гареев, ИП Зарипова и ИП Булатов, а в BlaBlaCar они скрывались под именами водителей-частников.

Собеседник 66.RU, знакомый с ситуацией в сфере перевозок, рассказал, что поначалу «бизнесмены от блаблакара» демпинговали. Если из Екатеринбурга до Уфы на официальных перевозчиках можно было уехать с Южного или Северного автовокзалов за сумму около 1300 рублей, то полулегальные просили за такую услугу 900. После того как «серые перевозчики» обосновались на рынке, они подняли цены, сравнявшись по стоимости с официалами. Расчет был на то, что с каждого из екатеринбургских автовокзалов в Уфу уходит по одному автобусу в день. «Блаблакаровцы» совершали до четырех рейсов из уральской столицы в течение всего дня, что оказалось востребованным у пассажиров. На автовокзалах отметили отток пассажиров, маршруты стали малоокупаемыми, а порой и вовсе убыточными.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU

В этом тексте мы разбираем ситуацию только по направлению Екатеринбург — Уфа. На деле же «серые перевозчики» возят пассажиров из Екатеринбурга также в Тюмень, Челябинск, Тобольск, Пермь и т. д.

Эксперты, оценивая общее падение пассажиропотока у официальных автоперевозчиков по всей России, и в Екатеринбурге в частности, называют цифру 25%.

Если официалы закладывают в стоимость билетов своего транспорта расходы на налоги, необходимый контроль за техникой и водителями, соответствием нормам транспортной безопасности и прочее, то в случае с «серыми перевозчиками» все это отсутствует. К примеру, пострадавшие пассажиры того самого рейса Уфа — Екатеринбург, сошедшего 16 мая с трассы, не получат страхового возмещения и, чтобы компенсировать медицинские расходы, будут вынуждены судиться с водителем.

«Запретить BlaBlaCar»

Конечно, официалы оказались не в выгодных условиях и проигрывают конкурентную войну. Поэтому на протяжении уже нескольких лет они пишут письма во всевозможные инстанции, лейтмотив у которых один: «Запретить BlaBlaCar и ему подобные приложения, ведь пассажир бронирует поездку в легковом автомобиле, но по факту может ехать в автобусе вместимостью более 40 мест».

В декабре 2018 свердловские автоперевозчики направили аналогичное требование в ФСБ и губернатору Куйвашеву. В минувшем июле Общероссийское объединение пассажиров отправило в Госдуму письмо с предложением создать черный список сайтов, позволяющих купить проезд у нелегальных межрегиональных перевозчиков. Планируется, что госдумцы обсудят это предложение нынешней осенью.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: Дмитрий Антоненков

Екатеринбургские автобизнесмены опробовали и другой метод, они отслеживали через приложения предложения от «серых перевозчиков» и оперативно обращались с заявлениями в полицию по факту готовящихся преступлений. Ведь такие регулярные «серые перевозчики» нарушают различные законы и подзаконные акты о перевозках. Однако это не помогло, так как полиция бездействовала.

Примечательный факт: в заявлениях на имя и. о. начальника ГУ МВД по Свердловской области Петра Кривегина о подготавливаемых правонарушениях «серых перевозчиков» (имеются в распоряжении редакции) индивидуальный предприниматель Ильяшенко неоднократно сообщал, что «для осуществления своей регулярной противоправной деятельности обычно используют автобусы», среди которых упомянут и злополучный «Форд Транзит» с госномером Х999ВС102 — разбившийся 16 мая. Последнее заявление на имя Кривегина, в котором упоминался этот микроавтобус, датировано 15 мая. Но, как показала история, оно также было проигнорировано, что в том числе и привело к трагедии 16 мая.

Начавшийся после этого ДТП шум в полицейских кабинетах спровоцировал надзорные органы к действиям. На деле же это обернулось тем, что башкирские компании сменили места посадки пассажиров в Екатеринбурге.

BlaBlaCar для профессионалов

Под шквалом обрушившийся критики BlaBlaCar тоже искал выход из ситуации. Такой комментарий дали по запросу 66.RU в компании.

Ирина Рейдер, руководитель BlaBlaCar в России:

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства

— В январе 2019 года мы запустили в России сервис BlaBlaCar Pro, который дал доступ к платформе для регулярных автобусных перевозчиков. Ранее во Франции мы объявили о планах по покупке автобусной компании OuiBus и, таким образом, вышли на рынок автобусных перевозок в странах Западной и Центральной Европы, запустив сервис BlaBlaBus. Сегодня мы хотим стать площадкой, где любой человек может найти для себя оптимальную транспортную опцию, может выбирать ехать с попутчиками или на автобусе.

Несмотря на это, только часть российских автобизнесменов зарегистрировалась в приложении в качестве официального автоперевозчика. Так, когда мы попытались забронировать место до столицы Башкирии в машине водителя Павла, подписанного в «BlaBlaCar» и показавшегося нам очередным регулярным перевозчиком, приложение выдало его телефонный номер. Интернет-запрос по этому номеру выдал ссылку на аналогичный телефон одной из компаний такси Оренбурга. Девушка-оператор подтвердила бронь места в машине по маршруту Екатеринбург — Уфа. На месте встречи, на одной из парковок возле железнодорожного вокзала Екатеринбурга, нас ожидала «Лада Ларгус» с оренбургскими номерами и заспанным водителем.

Почему автобусные перевозчики требуют запретить BlaBlaCar: аварии, травмы и судебные разбирательства
Фото: Дмитрий Антоненков 66.RU

Узнав, что мы журналисты, он отказался отвечать на запросы и со словами «Я сам по себе», закрылся в автомобиле. Получить комментарии от компании оренбургского такси также не удалось.

Ирина Рейдер:

— Автовладельцы, которые совершают карпулинговые поездки, могут лишь частично компенсировать расходы на топливо, но не получать прибыль. И могут использовать лишь тот автомобиль, который указан у них в профиле. За нарушение этих правил мы блокируем аккаунты и оставляем за собой право передать информацию о нарушителе правоохранительным органам.

Самая громкая история с блокировкой аккаунта в приложении в России произошла, когда машинист поезда Санкт-Петербург — Москва провез пассажира в кабине состава.