Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кариес, следы сабли и кувшин с кислотой: итоги последней экспертизы царских останков Поросенкова лога

3 июля 2017, 16:40
Кариес, следы сабли и кувшин с кислотой: итоги последней экспертизы царских останков Поросенкова лога
Фото: архив 66.RU
Окончательные результаты следствия 2015–2017 гг. будут обнародованы осенью. Однако, судя по первым данным экспертизы, у останков из Поросенкова лога есть все шансы быть признанными Русской православной церковью как принадлежащие семье Николая II.

Останки в Поросенковом логу были обнаружены в 1990-х гг. группой энтузиастов, которые утверждали, что нашли тела расстрелянной в Екатеринбурге царской семьи. Русская православная церковь с геологами не соглашалась, несмотря на многочисленные экспертизы, подтверждающие доводы активистов. Два года назад Следственный комитет РФ вновь начал расследовать дело о гибели Романовых — на этот раз по просьбе патриарха Кирилла. Часть экспертиз уже готова, и СКР разрешил публикацию их результатов.

В связи с этим портал Православие.Ru записал серию интервью с экспертами, которые участвовали в последнем исследовании найденных под Екатеринбургом тел. Первым собеседником интернет-издания стал профессор, криминалист Вячеслав Попов, который отвечал за координацию информации в рамках судебно-медицинских и антропологических исследований. Он рассказал, что́ удалось обнаружить в рамках экспертиз и почему у специалистов есть все шансы признать останки из Поросенкова лога принадлежащими семье Николая II.

Уничтожить останки царской семьи было невозможно

Криминалист Вячеслав Попов начал разговор с рассказа о сохранности останков. По его словам, они постепенно разрушаются, а некоторые мелкие фрагменты скелетов утеряны. Однако, подчеркнул профессор, материал для исследований сохранился, несмотря на дорожные работы, которые в советское время велись по краю захоронения, а также попытки сжечь тела. По мнению Вячеслава Попова, огонь уничтожил лишь останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.

Вячеслав Попов, эксперт-криминалист:

— Я не знаю, как это удалось. Возможно, из-за небольших размеров, ведь цесаревичу было всего 14 лет, великой княжне Марии — 18 лет. Эти варвары и негодяи могли, конечно, расчленить тела на фрагменты, а потом пытаться их сжечь… <…> Скорее всего, версия о сожжении была сформулирована руководством уральского ЧК: дескать, если будут спрашивать — говорите, что сожгли. Указание было дано в общей форме, но когда стали вникать в детали, то оказалось, что люди начинают путаться в своих показаниях. При проведении расследования это один из способов усомниться в правдивости показаний. Кто из них прав? Ермаков? Никулин? Юровский?

Под сомнение криминалист ставит версию о полном уничтожении тел серной кислотой. В ходе работ по заданию главы Следственного комитета Александра Бастрыкина специалисты провели эксперимент, который доказывает, что растворение останков в 20 литрах жидкости — невозможная задача.

Вячеслав Попов:

— Возможно, убийцы хотели с помощью серной кислоты уничтожить тела: начали поливать, но ничего не получалось. Поэтому решили просто обезобразить лица до неузнаваемости, что вполне может быть. <…> Ночью в полевых условиях убийцы могли обжечься. Поэтому можно предположить, что они поставили кувшин в северо-западном углу и расстреляли его. Он лопнул, и серная кислота вылилась. Череп №4 находится ровно в двух метрах от кувшина. Может быть, серная кислота могла натечь каким-либо образом, что мы сейчас и выясняем.

У семьи был личный стоматолог

Как утверждает эксперт, найденные в Поросенковом логу останки принадлежат одной семье: удалось обнаружить мужчину, женщину и трех девушек — их дочерей. Фамилия была явно не бедной — в рамках стоматологической экспертизы исследователи выяснили, что все члены семьи лечились у одного стоматолога, который был в курсе того, что они страдают наследственным заболеванием зубов и ранним кариесом.

Вячеслав Попов:

— Семейный стоматолог знал особенности семьи — что все болеют зубами, поэтому еще до разрастания кариеса ставил серебряную пломбу. Отмечу, что рядовым людям не ставили серебряные амальгамные пломбы. Если говорить о скелете №7 (предполагается, что это Александра Федоровна), то тут были поставлены искусственные зубы фантастической работы. Например, два передних резца были сделаны из фарфора с золотыми стержнями и платиновыми крампонами. Были лишь единичные опыты такой работы, это — эксклюзивное лечение.

На черепе останков №4 — следы от удара саблей

Покушение на цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) вошло в историю как инцидент в Оцу. Наследник российского престола возвращался в Киото вместе с принцами Георгом и Арисугавой. Во время поездки на русского цесаревича напал полицейский Цуда Сандзо. Он нанес ему два удара саблей. Раны были не тяжелыми, но след от них остался. Подобные следы находятся и на черепе останков №4, найденных в Поросенковом логу.

Вячеслав Попов:

— Мы провели два современных рентгеновских исследования. Мультиспиральная компьютерная томография выявила на черепе два продольных углубления. А дальше мы исследовали, что это такое. Мы выяснили, что это старый заживший перелом, потому что во вздыбленных участках произошел склероз костной ткани, которая заживала после травмы. Но мы этой процедурой не ограничились и сделали рентгенографию с прямым увеличением изображения, изучили структуру костной ткани, которая отличается по краям. Можно с уверенностью утверждать, что это прижизненный перелом, что это старый перелом и он соответствует удару продолговатым рубящим предметом, например саблей.

Подлинность останков не доказывает их святость

Как подчеркивает эксперт, главной задачей команды специалистов (которые, если верить Вячеславу Попову, работают бесплатно) является поиск достаточных оснований для подтверждения подлинности останков, ведь «православные люди не могут поклоняться лжемощам». Кроме того, как утверждает профессор Попов, эксперты считают, что «убийцы должны быть наказаны». Вместе с тем святость погибших исследователи, разумеется, определить не смогут.

Вячеслав Попов:

— Некоторые говорят, что генетическая экспертиза не может с приемлемой достоверностью установить принадлежность останков святым мощам. Тут мы имеем дело с подменой понятий. Генетическая экспертиза может установить родственные связи, доказать, что эти останки, допустим, принадлежат Николаю Александровичу, Александре Федоровне и их детям. Но надо твердо заявить, что генетическая экспертиза никогда не может назвать какие-то костные останки святыми мощами. Это прерогатива Церкви. Не надо валить всё в одну кучу, совершать подмену понятий и будировать общественность. Дескать, с помощью манипуляций — что-то капали, сводили и разводили — решили, что это святые мощи. Нет, можно установить только родственные связи, святость — дело духовное.

Напомним, подлинность останков, найденных в Поросенковом логу геологом-энтузиастом Александром Авдониным, обсуждают более двадцати лет. Экспертизы, проведенные ранее, утверждали, что тела неизвестной семьи принадлежат последним Романовым. Русская православная церковь с этим не соглашалась.

Например, игумен Флавиан (Матвеев), который отпевал неизвестные останки, утверждал, что они не имеют отношения к правящей династии, потому что, во-первых, слишком хорошо сохранились, во-вторых, на них не было следов топора и огня, в-третьих, японская экспертиза не подтвердила генетического соответствия между останками в Поросенковом логу и образцами крови, оставшейся на рубашке цесаревича Николая Александровича после инцидента в Оцу.

А краевед Николай Неуймин, который занимается историей семьи Романовых и считается одним из лучших специалистов в Екатеринбурге, утверждал, что признание царскими останков из Поросенкова лога может привести к расколу внутри Русской православной церкви, а также к лишним вопросам о необходимости строительства монастыря на Ганиной яме, где, по мнению православных иерархов, останки членов императорской семьи были сожжены дотла.

Фото: фотобанк «РИА Новости»