Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

66.ru узнал про таинственный доклад Мишарина президенту

10 ноября 2011, 17:58
Сегодня губернатор Свердловской области должен был присутствовать на нескольких важных мероприятиях в Екатеринбурге. Но не смог. Нашлись дела поважнее.

Губернатора Свердловской области сегодня ждали на строительстве станций метро в Екатеринбурге. Так и не появился. Ждали на базе учебно-методического центра Первоуральского новотрубного завода, где реализуется пилотный региональный проект по обучению студентов колледжа. Но и здесь он не появился.

Александр Мишарин отправился на важный в своей жизни экзамен — на заседание Госсовета в Хабаровск. Здесь он представит Дмитрию Медведеву и своим коллегам по Государственному совету доклад «О повышении роли регионов в модернизации экономики России».

В редакцию портала 66.ru попал этот важный документ. Как сообщили в департаменте информационной политики губернатора, он содержит основные тезисы тех идей, которые Мишарин собирается донести до главы государства. И документ носит название «Повышение роли регионов в модернизации транспортной и промышленной инфраструктуры России и поддержке экономического роста».

В своем докладе Мишарин делает ставку на то, что для сохранения и развития страны Россия должна пересмотреть свое отношение к региональной политике, дать больше возможностей для развития территорий и связей между ними.

Для начала он говорит о том, что модернизация России не состоится без модернизации ее регионов. Крупнейшая в мире страна должна иметь осмысленные приоритеты пространственного, территориального развития, на которые будет направлен основной ресурс, который не безграничен.

И задает важный вопрос: в какой степени региональные приоритеты должны повторять федеральные?

Александр Мишарин, губернатор Свердловской области:

— Губернатор любого крупного региона подтвердит: часто инициативные муниципалитеты добиваются лучших результатов, чем, казалось бы, более экономически сильные, но менее активные. То же и в масштабах страны: еще недавно не самые экономически развитые субъекты федерации становятся образцом в сфере инновационного развития (например, Томская область), привлечения иностранных инвестиций (Калужская), авиатранспортной инфраструктуры (Свердловская область). В связи с этим «при модернизации экономики России необходимо учитывать специфику регионов и поощрять их инициативу, в том числе заставляя конкурировать между собой за привлечение ресурса развития.

Также губернатор затрагивает тему взаимодествия на различных уровнях — федеральном, макрорегиональном (федерального округа), региональном, муниципальном — между собой и с интересами общества, бизнеса. Низкое качество жизни в малых и средних городах ведет к постоянному оттоку жителей, прежде всего молодежи, в мегаполисы, тогда как большая часть производственных мощностей расположена вовсе не в городах-миллионниках. И так далее.

Как говорит Мишарин, часть этих больших вопросов может быть решена «с принятием закона о государственном стратегическом планировании, где должна быть четко выстроена взаимосвязь: федеральная стратегия — региональная стратегия — стратегия города или городской агломерации — генеральный план города — программы и проекты реализации. В таком законе должны быть определены единый понятийный и идейный аппарат, статус стратегического планирования, его временные параметры, механизмы контроля эффективности планируемых мер». Именно в таком взаимодействии, по данным губернатора, когда есть цепочка и она хорошо отслеживает ход той или иной стратегии, работа будет идти более слаженно.

Далее губернатор области затрагивает тему «Развития человеческого капитала». В современных условиях наиболее вероятным развитием городов и населения Мишарин считает агломерацию.

Александр Мишарин, губернатор Свердловской области:

— В России насчитывается около 20 формирующихся агломераций с населением свыше 1 млн человек. Показателен пример Екатеринбурга: в городе проживает чуть более 1,3 млн человек, однако в радиусе 50-70 км от него находятся несколько муниципальных образований общей численностью свыше 600 тысяч человек. Все они — классические моногорода, в которых сосредоточено около четверти промышленного потенциала Свердловской области — больше, чем в самом Екатеринбурге. Но эти города благодаря развитой агломерации областного центра не испытали серьезных социальных проблем в период недавнего экономического кризиса, поскольку оказались включены в общий с ним рынок труда. Более того, жители этих городов сегодня имеют доступ к культурно-образовательной, торгово-развлекательной сферам Екатеринбурга.

Однако и тут не все идеально, по мнению Мишарина. До сих пор в законодательстве отсутствует такое понятие, как «городская агломерация», нужны также более современные и тонкие инструменты регулирования доходной базы муниципалитетов. Например, неоднократно уже поднимался вопрос об уплате НДФЛ по месту жительства, а не по месту работы.

Как говорит Мишарин, если эти вопросы будут решены, регионы получат инструмент для хотя бы частичного решения проблем развития депрессивных, монопрофильных или экономически изолированных территорий, включая диверсификацию экономики моногородов, перепрофилирование технологически неразвитых градообразующих предприятий, повышение качества социальной и культурной среды для жителей городов второго ряда. А для этого еще необходимо строить качественные автомобильные дороги в пределах агломераций и реформировать систему общественного транспорта.

Ну и, конечно же, Александр Мишарин не смог обойти вниманием проблему плохой транспортной инфраструктуры России. Первым делом, считает губернатор Свердловской области, необходимо «сократить экономическое расстояние» между центром и Дальним Востоком, Восточной Сибирью. Это можно сделать через субсидирование транспортных тарифов, введение особых режимов налогового стимулирования экономик восточных регионов. Это также позволит сохранить единство России.

Также необходимо, по мнению Мишарина, сократить расстояние между другими индустриальными регионами. Свердловская область и сопредельные с ней субъекты — это исторически крупнейший промышленный район, где производится, в том числе на экспорт, до трети российского металла, четверть машиностроительной продукции. И стоимость перевозок металлургической, химической, нефтехимической продукции, оборудования в восточном направлении становится для Урала и страны в целом вопросом возможности или невозможности полноценной экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с одним из центров мирового экономического роста — Китаем.

Еще один пункт — авиасообщение. И здесь необходимо предпринимать меры. Как отмечает губернатор Свердловской области, "сегодня ¾ авиапассажирского трафика РФ проходит через московский авиаузел и лишь ¼ приходится на прямое авиасообщение между городами страны. 20 лет назад ситуация была ровно противоположной — 74% авиатрафика проходило через региональные аэропорты. Итог — большинство городов страны связаны друг с другом авиасообщением только через Москву. Ну а на даннный момент уже есть достаточно развитые аэропорты Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга и других городов, которые могут предоставлять авиакомпаниям и пассажирам приемлемые условия обслуживания, часто не хуже, чем в аэропортах Москвы.

Есть в докладе и пункт о любимом детище губернатора — это развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Александр Мишарин, губерантор Свердловской области:

— В частности, реализация проекта по строительству скоростного железнодорожного сообщения на восток, запад и юг от Москвы позволит существенно увеличить мобильность населения, стимулировать экономическую активность в целом ряде регионов (в том числе поволжских и уральских), запустить новые механизмы межрегиональной экономической интеграции и формирования новых рынков.

Вообще, красной нитью через весь доклад Мишарина проходит мысль, что наряду с московской и питерской агломерацией необходимо развивать и регионы, потому что здесь и народ, и сила, и экономика. Как считает Мишарин, залог развития России — в возникновении и развитии точек роста в регионах, в закреплении огромной территории путем появления мощных центров за пределами МКАД.

Губернатор улетел с весомым посланием, губернатор вернется. А прислушается ли к его позиции президент — скоро узнаем.