Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Тут вам не Москва!» Десять неудобных вопросов про каршеринг

30 января 2018, 08:00
интервью
«Тут вам не Москва!» Десять неудобных вопросов про каршеринг
Фото: 66.RU
Про каршеринг последние два года мы рассказывали много, но как-то больше в теоретической плоскости. Сейчас можно говорить практически: сервис поминутного проката наконец-то добрался до Екатеринбурга.

Если делать совсем краткий FAQ, то каршеринг — это поминутная аренда автомобиля. Заправку, мойку, ОСАГО, обслуживание берет на себя оператор, а пользователь после регистрации и привязки банковской карты платит только за фактическое время пользования, штрафы и (в зависимости от тарифа) — за ДТП, произошедшее по его вине. Это если сжато. Если подробнее, то отсылаю к двум своим материалам из прошлого:

С января 2018-го каршеринг работает в Екатеринбурге. Официальный запуск — сегодня, но за сутки до этого мы пообщались с генеральным директором сервиса «Делимобиль» Леонидом Сысоевым и его заместителем Станиславом Грошовым, чтобы у вас было много информации из первых уст. Не благодарите!

— Сразу главный вопрос — про смысл каршеринга. На мой взгляд, он есть там, где человек получает преференции по сравнению с личным автомобилем. Например, в Москве пользователи каршеринга не платят за парковку в центре города и аэропортах. У нас, если вы не знали, платное парковочное пространство — до сих пор фикция. Соответственно, в чем тогда преимущество сервиса по сравнению с такси и личным автомобилем?

Леонид Сысоев:
— Времена меняются, еще Аристотель говорил, что надо не владеть, а пользоваться. Так что удобство все равно есть, потому что людям не всегда экономически целесообразно владеть автомобилем — ну, если ездишь, например, раз в неделю, то нецелесообразно покупать автомобиль, да еще и в кредит.

Практика показывает, что эти преференции, о которых вы говорите, уже не столь актуальны. В Уфе и Нижнем Новгороде тоже нет платного парковочного пространства, а услуга каршеринга пользуется популярностью. Людям необходим автомобиль по скоротечным нуждам, и каршеринг им экономически более выгоден.

Если брать аэропорты, то у вас в городе парковка для пользователей каршеринга будет бесплатной.

Станислав Грошов:
— Не соглашусь, что каршеринг интересен только там, где есть платная парковка, — это показывают не только Уфа и Н.Новгород, но и Санкт-Петербург, где зона платной парковки очень маленькая. При этом жителям Петербурга экономически тоже более оправдано пользоваться поминутной арендой — с учетом того, что цены на все сопутствующие услуги, связанные с автомобилем, постоянно растут. Не говоря о том, что как только вы выехали на машине из салона, сразу потеряли 10–15% ее стоимости, а потом фактически оплачиваете время простоя, потому что авто чаще всего используется не круглые сутки. В итоге набегает внушительная разница: обычно владеть автомобилем уровня «Соляриса» вдвое дороже, чем арендовать его поминутно.

Ну, и в случае ДТП не надо ждать, пока его отремонтируют, не искать деньги на ремонт, если нет КАСКО… У нас при тарифе 8 руб/минута отсутствует франшиза, то есть в случае ДТП по вине водителя платить ничего не нужно. В общем, выгода здесь очевидна.

— К тарифам обязательно вернемся, пока про список городов — почему в Екатеринбурге сервис запускается позже Уфы и Н.Новгорода?

ЛС: — Нет никакого тайного смысла в разделении на «первый», «второй», «третий». Москва была первой, потому что там строился весь бизнес, считалась вся бизнес-модель. Санкт-Петербург был вторым, потому что эту модель хотелось отточить, третьим городом стала Уфа, потому что нам хотелось посмотреть, как наша модель будет работать в регионах, а начинать с больших промышленных центров не хотелось.

Екатеринбург был в планах, это не спонтанное решение. И нам хотелось прийти в Екатеринбург, имея определенный региональный опыт.

— Насколько вам интересны регионы по сравнению с Москвой? Там все-таки 15 миллионов человек, у нас — 1,5 миллиона. Разве есть у каршеринга какая-то финансовая перспектива, когда разница со столицей — аж на порядок?

ЛС: — Заработать можно на любом рынке. Поэтому мы и сделали определенный акцент на миллионники — тут определенная плотность застройки, определенное количество людей с водительскими удостоверениями, так что смысл есть. Миллионник — это серьезный показатель имеющейся бизнес-активности, так что математика сходится.

СГ: — Средняя зарплата в миллионниках существенно выше, чем в городах менее крупных. Здесь много людей, они зарабатывают, им необходимо передвигаться в рамках города, выезжать за город, поэтому каршеринг здесь имеет смысл.

Еще момент: мы же предлагаем не просто сервис в рамках одного города: регистрируешься в одном приложении — можешь ездить в пяти городах. Екатеринбуржцам это должно быть интересно.

— Понятно, что глобальные выводы делать рано, но все-таки: что вы заметили, начав работать в Уфе и Н.Новгороде? Интересен вообще этот сервис населению таких городов, активно им пользуются?

ЛС: — Сервис интересен. Глобальные выводы — вы правы — делать рано, но я бы отдельно отметил, что у региональных водителей аккуратность выше. Пока, может, в силу какого-то безумного ритма жизни в Москве, картина там другая. В Уфе и Н.Новгороде водители более спокойные, аккуратные. Например, в Нижнем количество отремонтированных автомобилей за 3 полных месяца — всего 5 штук, и те с повреждениями характера «царапина, вмятина». Это удивительная статистика, которую мы бы, конечно, хотели поддерживать.

— Обратил внимание на автопарк: там «Солярисы», причем 2014 модельного года, то есть не первой свежести, мягко говоря. Вы отправили нам то, что уже отработало свой ресурс в Москве?

ЛС: — У нас есть определенные требования с точки зрения запчастей: автомобиль должен быть не совершенно новым, потому что в этом случае запасных частей в нужный момент может не оказаться, и получится простой. По выработке: пробеги наших автомобилей достаточно комфортные — 25–27 тыс. км/год, потому что в основном они используются в городских условиях. И те автомобили, которые были запущены в 2015 году, сейчас имеют пробег в 50–60 тыс. км.

СГ: — Конкретно эти автомобили 2016 года выпуска, они относительно новые, еще и в хороших комплектациях — с АКПП, подогревом сидений, кондиционером и т. д. Пока в Екатеринбурге присутствует только Hyundai Solaris — и пока только 50 автомобилей. Но мы видим, что город крупный, и это количество существенно увеличится уже в ближайшие месяцы.

— Тарифы такие же, как в столице, хотя я ожидал, что будет дешевле — тут все-таки не Москва с точки зрения доходов.

СГ: — Да. Но мы в этот тариф закладываем наше уникальное предложение — франшизу в 25 000 рублей: если пользователь попал в ДТП по своей вине, то он заплатит только эту сумму. Таких условий нет ни у одной каршеринговой компании — не только в России, вы в мире не найдете такой франшизы.

Семь рублей — вполне комфортная цена, и это в любом случае дешевле такси в несколько раз…

— … на 30–50%. Причем я это соотношение вижу во всех городах — в Сочи у оператора Urentacar я наблюдал такой же разрыв — минута проката стоит на 30–50% дешевле, чем у «Юбера» или «Яндекса». Это математика бизнес-модели или просто совпадение?

СГ: — Не всегда на 50% дешевле, чаще всего каршеринг на 100% дешевле — повышающие коэффициенты агрегаторов такси тоже надо учитывать. Да, мы закладываем такое соотношение в бизнес-модель, но это логично: нам, в отличие от такси, не нужно нести расходы на простой, на водителей.

— Ваша, как бизнеса, точка зрения: такси вам — конкуренты, враги, или вы все вместе — часть некой новой транспортной экосистемы и дополняете друга друга?

— Мы ни в коем случае не враги, мы друзья и дополняем друг друга. Пользователь для себя сам решает, как ему удобнее и выгоднее передвигаться по городу, но бывают случаи, когда каршеринг недоступен вообще никак — ну, если, например, вы в пятницу вечером приезжаете в бар… В пьяном виде передвигаться запрещено, так что тут выручает такси. Ну, и есть большая категория пользователей вообще без водительского удостоверения, им тоже без такси не обойтись.

С другой стороны, пользуясь каршерингом, можно самому выбирать, каким маршрутом ехать, какую температуру в салоне выставить и какую музыку слушать, что не всегда доступно в такси.
Так что мы все — часть одной транспортной системы.

— А по отношению к автобизнесу? Мои знакомые из этой сферы иногда мрачно шутят, что «каршеринг — это кранты авторитейлу». А вы как считаете: по силам каршерингу убить продажи новых автомобилей?

— «Убийства» автобизнеса не произойдет: каршеринг не закрывает всех потребностей среднестатистического жителя города. Например, такой транспорт не подходит тем, кто передвигается между городами на большие расстояния.

А вот альтернативой второму автомобилю в семье мы можем стать. И эту тенденцию отчетливо просматриваем в Москве: все больше и больше наших пользователей отказываются от еще одной машины в семье, они оставляют один автомобиль для поездки на дачу или в другие города. Собственный автомобиль же интересен, когда километраж в течение дня большой. Какой-то процент от продаж новых автомобилей мы, конечно, заберем, но мы все-таки дополняем, а не убиваем авторитейл.

— Вы сталкивались с каким-то противозаконным использованием ваших автомобилей? Не знаю, там, закладки наркотиков в них делали, или оружие перевозили.

— К счастью, нет. Наш сервис, наоборот, отпугивает таких лиц, потому что мы запрашиваем сканы всех документов, и наша служба безопасности прежде, чем допустить пользователя до управления, всесторонне его проверяет. Ну, и мы всегда видим, где пользователь находится, с какой скоростью он двигается. Зная это, как-то глупо использовать автомобиль для противоправных действий.

— А бан получить можно?

— Мы отключаем от системы, если водитель был задержан в нетрезвом виде: нам приходит штраф, мы видим его по системе, и сразу блокируем пользователя. Ну, и если ПДД нарушаются на постоянной основе, если мы видим, что манера вождения оставляет желать лучшего, то проводим беседу. Если же ситуация повторяется, то пользователя блокируем на какое-то время. А еще мы следим за тем, чтобы внутри автомобиля всегда было чисто. И если один и тот же пользователь все время оставляет машину в непригодном виде, то мы можем его заблокировать.