Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»

25 декабря 2023, 10:51
Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя
Во вполне официальном российском прокате вполне официально можно посмотреть свежую работу Майкла Манна («Схватка», «Свой человек») о легенде — Энцо Феррари. Своим мнением об увиденном делится наш автомобильный обозреватель (который дважды ездил на Ferrari).

«Кепки Ferrari придумали для людей, у которых никогда не будет Ferrari», — сказал однажды великий и беспощадный Джереми Кларксон. У меня таких кепок две (обе фирменные). А еще куртка Ferrari (фирменная), два поло Ferrari (фирменных), несколько футболок Ferrari (фирменных) и фирменный женский клатч Ferrari (который я купил в paddock-club на «Формуле-1» как будто бы для жены, но кого я обманываю). Силу бренда с капитализацией $ 56,6 млрд трудно переоценить: все хотят Ferrari, а даже если не могут себе позволить Ferrari, то ищут любой способ прикоснуться к Ferrari. А если не ищут или не хотят — то просто себе в этом не признаются. Ведь Ferrari — это стиль, это роскошь, это дороговизна, это сияние, это скорость, это Легенда.

Байопик Майкла Манна вообще не о том.

Он о временах, когда будущая легенда пытается разобраться в своих женщинах и детях, влезает в долги, ведет хитрую политическую игру с воротилами капитализма и звероподобной итальянской прессой. Это предельно сфокусированная и очищенная от блеска, чинопочитания и «хрестоматийного глянца» история дельца, который еще и муж (причем неверный), еще и отец (причем несчастный), еще и энтузиаст (очарованный), еще и самодур (конченый).

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя

История та подана как будто рвано и неряшливо. Байопик Манна начинается как драма о запутавшемся бате, продолжается как спортивный экшен про великие команды, чтобы закончиться эпического размаха трагедией, которая свяжет воедино и Феррари-батю, и Феррари-хозяина великой команды.

Историю не удалось испортить даже приглашенному на главную роль Адаму Драйверу — человеку, который в других фильмах 90% времени изображает на лице умственную отсталость в стадии ремиссии. В роли Энцо он вполне себе Актер и вполне себе Убедительный — такой же внезапно раскрывшийся Артист, как Райан Гослинг в (бесподобной) роли Кена.

Хотя, конечно, весь фильм крадет Пенелопа Крус в роли сеньоры Феррари. Коварной и расчетливой, но хрупкой и ранимой. Одновременно бесконечно циничной и прагматичной, но такой несчастливой. Перфоманс Крус настолько впечатляющий, что хочется стереть память и пересмотреть снова.

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя

Очень странно, что Манну и Ко все удалось — и слезная драма, и напряженный экшен, и античная трагедия. В голливудских байопиках так не бывает. Как я уже говорил в другом месте, сколь-нибудь честный или просто острый биографический фильм невозможен, пока живы действующие лица или их наследники до восьмого колена или когда есть действующий бренд с деловой репутацией и рыночной капитализацией.

Честным или острым разговором невозможно не оскорбить чувства всех заинтересованных, так из драмы пропадает, собственно, сама драма, сиречь конфликт, столкновение. И получается стерильная ерунда вроде «Богемской рапсодии» или недавнего «Ламборгини».

Нельзя при таких вводных ничего острого: прослышав об этом, еще до релиза к создателям придет орда пиар-специалистов, супервайзеров по имиджу, и каждый со своей ватагой юристов. Закатают рукав, сунут создателям руку по локоть и будут годами массировать простату — вопреки их, создателей, воле и во славу защиты Чести, Достоинства и Деловой репутации.

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя

Потому байопика, например, о Фердинанде Порше мы не увидим ближайшие лет сто (а в России с законами о реабилитации нацизма — все 200). И потому же байопики о ныне живущих персонах или личных брендах я не смотрю. Там еще на стадии наброска сценария все отполировано пиар-специалистами и супервайзерами по имиджу, то есть на выходе автоматом будет пустопорожняя жвачка.

А тут вот, значит, «Феррари» Майкла Манна с Адамом Драйвером в главной роли.

И вам надо немедленно бросить все дела и бегом бежать на ближайший сеанс в кино.

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя

Потому что у Манна и Ко почему-то все срослось: честно и остро поставленные, драматургически выверенные вопросы без сгущения красок с одной — и обеления деловой репутации с другой стороны. Вот такой человек, вот такая жизнь, вот такая борьба на треке и с внутренними демонами — выводы делать тебе, дорогой кинозритель.

Мой вывод — фильм года. Персонально для меня и в нелегкой борьбе с «Барби», «Наполеоном» и «Чебурашкой».

P. S.

Будет ли это интересно людям, у которых даже нет водительского удостоверения? Безусловно. Манну удалась весьма простая и понятная каждому история о проблемах мужика средних лет дома и на работе. Еще и с эффектными гоночными сценами. Хотя, конечно, без знания контекста многие пасхалки пройдут мимо. Например, захватывающий бизнес-триллер о (несостоявшемся) слиянии с Ford Motor Company (в том числе об этом — предыдущий фильм Манна Ford VS Ferrari).

Острая драма без чести, достоинства и деловой репутации. Кирилл Зайцев — о блокбастере «Феррари»
Фото: фирмы-производителя

Или впроброс обрисованная линия взаимодействия коммендаторе Энцо и свободной прессы. Ferrari в Италии — национальное достояние, а пресса — реальная четвертая власть. Даже в наши дни условная «Газетта дель спорто» вершит судьбы, влияет на кадровые назначения в компании и, в принципе, может определять будущее. Или нет. Взаимодействие Ferrari и четвертой власти в Италии — запутанная полушпионская и околополитическая история, смысл которой не очень понятен за пределами Италии.

Но как же здорово, что можно вообще ничего не понимать — и получать наслаждение от крепкого жанрового фильма. А если понимаешь, получать еще больше наслаждения от того, что авторы погружены в вопрос глубже некуда.

Ибо нет ничего приятнее, чем смотреть на работу профессионалов.

Еще на ту же тему:

Место встречи людей, у которых никогда не будет Ferrari