Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: нейрохудожник Нерон с Dall E для 66.RU
План был прост: ткнуть наугад в полдюжины зарядок на карте и проверить их работоспособность. Конечно, на периферии (в центре все всегда ожидаемо лучше). Конечно, увидеть, как все плохо. И, конечно, написать текст о том, как все плохо. Но я ошибся.

У электромобилей и правда успехи?

Да. Куда ни посмотри. По итогам 2023-го рынок новых электричек (EV) в РФ вырос почти в 5 раз — до 14 089 штук.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Рынок подержанных внезапно начал отставать: всего 10 443 штуки. Но и там рост на 20% к 2022-му. Сказывается и кратный рост предложения (заполонившая все Красная Орда), и меры господдержки, и рост инфраструктуры.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

А зарядок правда становится все больше?

Да, и тоже кратно. Правда, подсчет затруднен разнообразием этих заправок. Есть заправки «быстрые» и «медленные», есть сети муниципальных заправок, есть частные сети, есть отдельные инициативы управляющих компаний на местах. Да можно и в частном порядке воткнуть точку в домовом паркинге, если договориться с инстанциями. Поэтому точного числа всех (и медленных, и быстрых, и частных, и государственных) зарядок вообще нет, но есть некая наиболее часто встречающаяся отметка в 7+ тысяч штук зарядок по стране в целом.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: 66.RU

Отдельная тема, которая вряд ли попадает в общий подсчет станций, — дилерские зарядки. Такие точно есть у «Оками», «Автоплюса», «Авто-лидера» и «Лаки Моторс». Но людей с улицы там не ждут — это для клиентов.

И это тоже солидный прирост: на излете 2022-го зарядок было 4+ тысячи. В 2024-м план — еще +4643 штуки обоих типов: 1437 «быстрых» и 3206 «медленных», если верить замминистра экономразвития Колесникову. То есть на излете 2023-го можем ждать 12+ тысяч зарядных станций по всей стране. Недурно, но с чем сравнить:

  • в Европе их уже 224 237 (цифры на июль’23);
  • в Китае — 1,15 млн (677 000 «медленных» и 470 000 «быстрых»).

На этом фоне Китай позорит даже Москва.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Но так хорошо, наверное, опять в Москве. А на Уралмаше/Эльмаше/Веере etc.?

Ну, и теперь дерзкий план. Берем электромобиль (Huawei) и едем с инспекцией. Инспекция не должна была затянуться: где электрификация и киберпанк, а где — периферийные районы скромного российского города в разгар зимы?

Открываю карту и не верю глазам: весь город в зарядках. Но мало ли что там на карте — тыкаю наугад в самую периферию периферии и еду смотреть лично.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: 66.RU и фирмы-производителя

Не верю глазам снова: на этом месте (Ильича — Победы) всю жизнь была какая-то непонятная лужа, в которой мылись бомжи. А теперь — точка зарядки с двумя разъемами, и они даже работают, и один даже свободен.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: 66.RU и фирмы-производителя

От второго «питается» Zeekr — тот самый Zeekr, который 0–100 за 2 секунды и «лицом» которого наняли экс-чемпиона «Формулы-1» на пенсии.

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: 66.RU и фирмы-производителя

Твое лицо, когда увидел, где заряжают Zeekr’ы

Дальше. Остановка, люди мерзнут в ожидании автобуса на Садовый. Рядом — неприметная зарядная станция. Обещаны солидные 150 кВт мощности — это больше, чем у хваленых «суперчарджеров» Tesla (120 кВт).

Насколько все плохо с зарядками электромобилей в провинции. Шокирующие итоги эксперимента
Фото: 66.RU и фирмы-производителя

Должно хватать на 80% заряда за 30–40 минут, до 100% — час с небольшим. Правда, «убить» эти 30–80 минут в округе негде. Если только с бедолагами тоже стоять и мерзнуть под навесом. Еще одна такая же — на границе с Веером. И там вообще скопление точек заряда — все пустые, хоть и рабочие.

Цена вопроса — порядка 18 ₽/кВт*ч, полная «батарейка» Huawei’я — чуть больше 700 ₽. Но она там маленькая — 40 кВт*ч, на 180 «официальных» километров. У «Москвича 3е» батарейка побольше — 65,5 кВт*ч, «полный бак» выйдет в 1179 ₽. И это уже километров на 300–400. У такого же, но бензинового «Москвича 3» бак 50 литров, полный «95-го» — 2577 ₽. Но и хватит его на 600–700 км супротив 300 «электрических». А если плеснуть в бензиновый «Москвич» на 300 км хода, то получатся… плюс-минус те же 1288 ₽.

То есть чисто по топливу коммерческие зарядные станции уже где-то на одном уровне с классическими АЗС, и я тогда не очень понимаю всей возни с «электрификацией». То есть я ее никогда не понимал, но сейчас тем более: на бензиновую заправку я потрачу 3–5 минут и сопоставимые рубли, на электрическую убью час за почти те же деньги. До этого кратно переплатив при покупке электромобиля с обещанием когда-нибудь потом сильно сэкономить на техобслуживании «электрички».

Пока не убеждает. Хотя нельзя не признать: с зарядной инфраструктурой все и впрямь неплохо даже на периферии крупных городов. Это значит, что комфортно владеть «электричкой» сегодня могут даже счастливые обладатели уютного жилья в новостройках на 2987 квартир.