Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них

7 февраля 2024, 14:19
Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: архив 66.RU
Считать будем для удобства в новых актуальных «у. е.» — юанях.

Тольятти — город для жизни

Февраль начался с Радостного: волжский автогигант провел «опережающую индексацию тарифных ставок и окладов работников». Это к и без того недурной «базе» года ушедшего: в 2023-м средняя начисленная зарплата по основным рабочим специальностям подскочила на 57,1% — с 47 376 ₽ в 2022 году до 74 435 ₽. С февраля и эти цифры проиндексировали на 9%, то есть по итогам месяца (аккурат в начале марта) «основные рабочие специальности» должны увидеть на зарплатном счете что-то около 81 134 ₽.

Хотя главное в релизе на тему не это. Главное, что

Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»:

— Во многом это результат системной поддержки, которую мы получали от президента страны Владимира Путина.

Если ориентироваться на ближайшего Партнера и Брата, то все выглядит вполне на уровне. Проиндексированные февральские зарплаты рабочих на ВАЗе — это порядка 6442 юаней. Для сравнения: минимальная зарплата в КНР вообще от региона к региону — это 2216—2879 ¥, в категориях «automotive» и «manufacturing» — 6100—8100 ¥. Но тут есть определенные трудности подсчета и сравнения «в лоб».

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: архив 66.RU

Заводоуправление АВТОВАЗ, Тольятти

Трудности подсчета

В Китае, как известно, все не от Бога, а от Партии. И статистика тоже. Поэтому к выкладкам КитайГосКомСтата доверия не больше, чем к контенту журнала «Корея». Плюс цифры конкретно по автопрому размыты где-то по категории «manufacturing» — промпроизводство вообще. Данные по категории «automotive» я выколупывал из отчетов рекрутинговых агентств, и итоговые цифры лежат в диапазоне «ну где-то около или типа того».

Тяжело с авторитаризмом.

Впрочем, в свободном мире западного капитализма тоже все непросто. Для сравнения я взял наиболее близкий к нам автопром Восточной Европы — Чешскую Республику. Но и там все сложно. Местные власти в свое время при приватизации предприятия иностранцами сделали умную вещь (которую не сделали много позже в Тольятти власти российские). Они четко прописали в контракте квоты на рабочие места для местных жителей. То есть столько-то коренных младаболеславцев (квасинцев, врхлабинцев) по-любому должны быть трудоустроены на предприятиях Skoda Auto в Млада-Болеславе, Квасинах, Врхлаби.

Так родилась пролетарская элита. Если ты чешский чех и официально трудоустроен на чешском заводе по квоте, сдвинуть тебя с этого места сможет только старая с косой. Ты под защитой профсоюза, никто тебе ничего не сделает — хоть эпидемия какая за окном, хоть война грянет и фашисты снова высадятся.

Поэтому попасть в штат Skoda Auto на долгосрочный контракт — заветная мечта любого нормального восточноевропейца. Но в штате только те, кто этнические чехи с местной пропиской и по квоте. Все остальные работают по коротким контрактам на других условиях. У такого персонала даже униформа другая, чтобы издалека было видно, кто местный, а кто понаехавший.

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: архив 66.RU

Цветовая дифференциация униформы на заводе Skoda Auto, Млада-Болеслав

«Понаехов» из России, Беларуси, Украины, Молдовы рекрутируют на специальных сайтах. Условия такие:

  • Место работы: г. Млада-Болеслав (Mladá Boleslav).
  • Оплата: 100 крон/час чистые.
  • График работы: рабочие смены по 8–12–16 часов.
  • Жилье квартиры/общежитие предоставляет фирма, оплата коммунальных: 3500 крон.
  • Процесс полностью автоматизирован.
  • Знание чешского языка не требуется.
  • Спецодежду предоставляет фирма бесплатно.
  • Трудоустройство легальное, стаж в Чехии.

Выходит, что у «понаехов» при 8-часовом рабочем дне и пятидневке на руки получится что-то в районе 62 355 ₽ / 4 951 ¥. У персонала в штате и по квоте получается что-то вроде 78 780 ₽ / 6256 ¥ ежемесячно. И все равно не так интересно, как на АвтоВАЗе.

На этом дисклеймер про нюансы подсчетов окончен, едем дальше.

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

А на других российских автозаводах тоже з/п растет с опережением?

Незаметно. Как-то очень неловко выглядят вакансии тульского завода Haval — единственного китайского автопредприятия в РФ. «Оператор производственной линии» — это 52 000 ₽, или 4129 ¥. То есть работник китайского завода в РФ зарабатывает меньше, чем работник такого же китайского завода в Китае. А еще говорят, там дешевая рабочая сила.

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: фирмы-производителя

Завод Haval, Тульская область

Жителям Калининграда тоже впору задуматься о вахте на «шабашку» в Чехию: «Слесарь механосборочных работ» на Автоторе может рассчитывать на оклад в 50 000 ₽ / 3970 ¥. Но совсем позорна картина в сердце нашей Родины. Прямо сейчас на «Москвич» не ищут рабочий персонал, только секретарей, логистов и прочих стажеров за 30 000 ₽ (мои инсайдеры вообще злословят, что завод стои́т из-за околонулевого спроса на продукцию). Но, по отзывам пролетариев на job-порталах, зарплата того же слесаря механосборочных работ — 40 000 ₽ / 3176 ¥.

Это «Москвич», Москва, наши дни. В свой последний короткий визит в Москву я спустил что-то в районе 7000 за несколько часов. И за эти несколько часов я и успел только, что прокатиться на такси и перекусить шаурмой «Классическая» где-то на фуд-корте в Очаково. А тут вот людям за 40 000 в месяц работать предлагают. В Москве. На «Москвиче». В 2024-м. За 3 с небольшим тысячи юаней, что опасно близко к минимальной зарплате в Шанхайской области (2879 ¥).

Как же стыдно перед Шанхаем за Москву.

Пролетарии всех стран: сколько зарабатывают в автопроме у нас и у них
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU