Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе

8 февраля 2024, 15:27
Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: нейрохудожник Нерон с Kandinsky для 66.RU
Если верить коллегам Такера Карлсона с российского ТВ, Европа страшнейшим образом загнивает. Если приглядеться, так оно и есть. Пусть и не страшнейшим образом, да и не загнивает, в общем-то, но местами нехорошо, да.

Двухлетка «2020–2022» драматически поменяла все не только для нас. Сначала был карантин и остановка производства, затем — дефицит всего из-за карантина и остановки производства, следом добавился еще один фактор нестабильности — и вот в России закончились автопром и авторынок, но и ЕС догнало и накрыло.

РФ: машины из топ-10 — от 3,2% до 81,8% роста

Изменения заметны даже в разрезе «январь-к-январю». Посконная Niva Travel, например, в порыве импортозамещения стала за год дороже на 20%. А вот базовые Granta и Niva Legend прибавили куда как менее скромно: +3,2–4,2% соответственно. За точку отсчета («старт продаж») берем лето'22, когда АВТОВАЗ возобновил производство после очередного бегства французов из России. Vesta NG стартовала сильно позднее, в 2023-м, и со старта как бы ничего не прибавила. Но там надо смотреть, где производителю пришлось экономить, изучать наполнение конкретных комплектаций: несколько месяцев базовые версии шли к дилерам без подушек безопасности, например…

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: фирмы-производителя

Vesta NG на торжественной премьере. 22.02.2022

Самая чудовищная прибавка к цене — у Haval Jolion российской и Geely Coolray нероссийской сборки. Первый дебютировал в далеком и безоблачном 2021-м и с тех пор прибавил почти полную стоимость себя прежнего. Coolray дебютировал в тревожном начале 2020-го и прибавил с тех пор в стоимости еще больше.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: фирмы-производителя

Мамин чемпион (по удорожанию) Haval Jolion из Тулы

Держит цены китайская Chery, но только в случае с моделями под материнским брендом. «Дочка» OMODA с момента дебюта осенью'22 уже успела подорожать на 10%, а вот дебютанты осени'22 — зимы'23 Tiggo 4 и 7 подорожали куда как скромнее.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

ЕС: тоже несладко

Европейские заводы сначала испытывали дефицит чипов из-за карантина, позже — проводки с Украины, но потом как-то все устаканилось, цепочки поставок снова выстроились, производство вошло в ритм, инфляцию удалось обуздать. Тем не менее удорожание есть. Самый лютый прирост — у «кредитофокуса»: IV поколение вышло на германский, допустим, рынок за 28 240 €, а сейчас конфигуратор показывает минимум 34 544 €. И там еще какие-то мутки с доставкой до дилера и налогами, так что не факт, что за 34 тысячи сядешь и уедешь.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: фирмы-производителя

Золотые дни Focus прошли не только в России, но и вообще везде. Некогда обладатель титула Car Of The Year («Машина года») продается настолько плохо, что Ford уберет его из европейской гаммы в 2025-м. С его уходом закроется и завод марки в германском Зарлуи. И как бы вообще не пришлось уходить с рынка: в топ-20 бестселлеров Европы у Ford — всего одно попадание с компактным кроссовером Puma на 11-ю строчку.

Следующий античемпион — европейский хит всех времен, бессмертный Volkswagen Golf. На рынок 8-е поколение выехало за 27 902 €, сегодня после недавнего рестайлинга это уже 31 490 €. Да, ему добавили «лошадок» и ChatGPT в бортовую медиасистему, и все же после апдейта он поменялся не на 12,9%, на которые поднялись цены.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: фирмы-производителя

Golf не мамин чемпион, а вообще по жизни: до 2018-го на протяжении 10 лет — самая продаваемая машина Европы. Времена, правда, изменились: на первом месте в 2023-м — Tesla Model Y, а Golf лишь на непочетной 7-й строчке.

Сравнительно скромно поднялись цены на обновленный Skoda Karoq, который мы не увидели, а европейцы увидели. Правда, с момента анонса и к дну сегодняшнему он прибавил в цене +8,03% в базовом исполнении. И даже крошка-Sandero, самый дешевый автомобиль Евросоюза, и тот не удержался: +7,6% по сравнению с начальной ценой в год дебюта (2020).

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: фирмы-производителя

Кросс-версия Sandero Stepway почти на 2000 евро дороже исходника, цены стартуют от 15 817. При текущем курсе (1 551 546 ₽) это не принципиально дороже «Лады Гранты» в топ-версии Club и цвете «золотисто-коричневый кориандр» (1 044 900 ₽) при несопоставимом техническом уровне и наполнении. В ЕС, например, уже базовая комплектация должна включать систему автоматического торможения перед препятствиями — технология далекого будущего для российского автопрома, занятого освоением технологий предков (ABS из 70-х).

Скромнее других подорожала его старшая «сестра» — Arkana. Машина вышла на европейский рынок в 2021-м за 29 567 €, недавно успела пережить легкий рестайлинг — и вот уже без малого плюс две тысячи евро к минимальной розничной.

Но, конечно, ни в какое сравнение с +7000 € у Haval или +10 000 € у Coolray в РФ.

Машины адски подорожали не только в России: посмотрите, как изменились цены в Европе
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU