Давайте посчитаем самый максимум, который нужен человеку дома в смысле телекома. Телефон, интернет и телевизор. Прикинем: один канал, даже HD — 8Мбит, голос — в принципе, ноль, сеть — 90%, даже 95%. 4 Мбитного канала хватит за глаза. Итого 12 Мбит. К чему эти разговоры про Европу, Японию, где 100 Мбит — это уже сегодняшний день? Россия для этого еще явно не созрела и не созреет еще ближайшие лет пять. Это игра на слишком большое опережение.
Примерно та же ситуация с мобильной сетью четвертого поколения. Кому нужен WiMax в 15 Мбит или еще хуже — LTE с 50 Мбитами? Я не склонен думать, что пользователи сотовых или ноутбуков будут сидеть на улице и качать фильмы с торрентов. Даже 3G мало кого интересует. Если это не так, то региональные операторы, законодательно лишенные прав развивать подобные сети, потеряли бы основную часть клиентов.
Современный телеком намного опередил потребности клиентов сфере предоставления основных услуг. Во многом это произошло из-за конкурентной гонки, постоянного демпинга (или, как любят говорить, операторы — расширения каналов связи). Но теперь-то уж остановитесь, пособирайте прибыль.
Но нет. Последнее время операторы уже не знают, как им привлечь внимание аудитории. Comstar, например, закрыл Wi-Fi всю Москву (видимо, не давала покоя слава Голден Телекома). Только работает все ужасно. Но зато можно об этом во всеуслышание объявить, повысить лояльность потребителя.
Работать надо сегодня над сервисом. Вы можете покрыть оптикой, Wi-Fi, WiMax, какими угодно технологиями какую угодно территорию. Но если клиент не может дозвониться до службы поддержки или ему там отвечают некомпетентные операторы, то гори огнем ваша оптика. Если на вашем сайте невозможно понять, как отключить погоду, постоянно приходящую на телефон, или нет возможности оплатить услуги банковской картой, никакие скорости вас не выручат.
это верх моих мечтаний :)
пентиум 2 с оперативкой 8 Мбайт.
я был свято уверен, что больше мне не нужно и нужно не будет - ведь на нём шел без тормозов второй варкрафт!
сейчас у меня в 400 раз больше оперативки, и мне этого явно не хватает
мир уже проскочил стадию, когда технологии пытались удовлетворить спрос. Сейчас они его формируют.
пройдет сколько-то лет и 4G (или схожая технология) станет нормой, как стала нормой сотовая связь. Чем их загрузить - найдется. Он-лайн играми типа того же WoW, например.
С нынешним 3G - это чертова прорва времени.
Сегмент, которому что-то нужно, вполне есть, и будет расти. Не видела ни одного исследования по мобильному интернету, где было бы сказано, что этот мобильный интернет на фиг никому не нужен.
Такое ощущение, что выводы про потребности были сделаны на основании опроса бабулек на скамейке.
я хочу разговаривать с друзьями по видеосвязи, причём сразу с несколькими
я хочу качать фильмы на телефон и посылать их смсками друзьям
я хочу смотреть фильмы сразу (не качая их заблаговременно)
я хочу еще много много всего
сейчас нету ничего. есть тормозной дорогой и глюкавый тригэ и всё.
даже вайфая по сути нет.
если вам не нужно ничего нового - это не повод останавливать рынок и прогресс
Им не приятно обслуживать других людей.
ну и в общем это не так плохо... это нормально.
Мне казалось, что люди с помощью мобильной связи все-таки разговаривают, а существующие технологии вроде как позволяют это делать. С чего вдруг всем остаться без клиентов? Все станут разговаривать с домашнего телефона, и будки на улицах обратно поставят?:) Чего я не поняла?:)
Или мне показалось?
Если я прав, кто на кого? Может не помогли в трудную минуту?
А может автора подвели ожидания 12 Мбит?
Ответы хочу получить лет так через 5! Может все таки что то и изменится. А пока минус -1!
1. Некоторый сумбур не отрицаю.
2. Речь шла не только о 4Ж, а о всех технологиях разом. ТАк что оптика тут при чем. О том, что такое 4Ж я в курсе :) И придираться к компетенциям, а потом разделять WiMax - и 4Ж не надо было. Раз уж ваша компетенция больше и шире моей.
3. Про опору на исследования. Если у вас есть подозрения по поводу моей голословности, то я знаком с исследованиями Инсиса. Досконально. И оказывается, что 90% пользуют интернет ради почты, яндекса ну и контакта. Есть в моем распоряжении и еще не одно исследование. Про 12 Мбит - прикиньте сами. Примерно столько же получится.
4. Я с вами абсолютно согласен в том, что 100 Мбит и 4Ж нужно. Но нас единицы. И с точки зрения бизнеса мы - никто. Это такой фор фан. И уж точно к остановке прогресса я не призываю. Просто сейчас (и ближайшие три-пять лет) надо работать над сервисом.
5. В общем, есди вы найдете исследования, в которых говорится, что таких как вы хотя бы 30% от общей массы, кому нужно моментальное прощелкивание фильмов или сразу несколько онлайн сервисов на телефоне, буду благодарен. И соглашусь, что 4Ж и 100 Мбит нужно прямо сейчас России.
Если бы все разработчики технических нововведений работали по этой логике, вы бы сейчас это писали на печатной машинке:)
Сам себе, тихонечко. То есть даже именно это не писали - не о чем было бы.
В том-то и дело, что сотовый - средство поговорить, но не покачать. Пока так.
2) Совершенно не помню условий обслуживания Ютел, но Мотив, насколько я помню, вполне эффективно конкурирует за счет удобных и дешевых тарифов. Сегмент, для которого этот критерий выбора - ключевой, есть, и он на данный момент больше, чем сегмент активных мобильных пользователей. Особенно, полагаю, в регионах. Нет такого понятия в маркетинге "народ". Один большой толстый сегмент, которому нужно одно и то же - судя по всему, ваш текст именно на этой гипотезе основан. По меньшей мере, ничего в тексте не говорит об обратном.
Есть разные люди с разными потребностями. Есть разные услуги и разные поставщики услуг, ориентированные на разные сегменты потребителей.
3) Что вы пристали к этому "покачать"? Я понимаю, что строго говоря, пользоваться приложениями - это тоже качать информацию, но у вас почему-то фигурируют люди, занятые скачиванием фильмов с торрентов. Медийный контент как-то кажется более естественным путем развития событий. С торрентов вообще нехорошо качать, противозаконно:)
4) На имеющихся каналах базовые приложения работают кое-как: вчера простая операция - найти контакты человека, подтвердить свое присутствие на встрече, найти на карте место встречи (дождаться, пока эта карта загрузится!) заняло у меня минут пятнадцать. Как на медленном диалапе:) Скорее малое использование мобильного интернета связано с качеством каналов и доступностью устройств, нежели с полным отсутствием потребности.
Из открытых данных, на основании которых я делала выводы - в основном данные ФОМ плюс экспертные мнения специалистов отрасли:
По данным ФОМ, около 4 млн. человек сейчас пользуются интернетом с помощью мобильного телефона. Это всего около 10% от интернет-пользователей и 3% от населения.
Семь лет назад примерно столько же людей пользовались интернетом дома. Сегодня число домашних пользователей увеличилось в 10 раз.
А про специфику формирования спроса на рынке телеком-услуг для физлиц вам где-то выше уже вроде написали.
Я с удовольствием буду делать то же самое, что делаю с домашнего компьютера, с мобильного устройства. И это не "качать торренты на улицах". Я дома вообще мало бываю, а интернет мне остро нужен повсюду. Та же самая навигация в малознакомом городе. Я бы вот не расстроилась, если бы карты грузились каналом потолще, чем тот же нынешний 3G. Если бы я могла телефоном или айпадом смотреть ролики онлайн или там радио слушать, я бы это делала. Если бы каналы позволяли мне комфортно пользоваться какими-то "толстыми" приложениями, я бы пользовалась.
Мобильное устройство - это же не только телефон с браузером, это еще и планшетные компьютеры, которые тоже активно развиваются. Их производители - тоже идиоты, которые не понимают, что спроса нет?:) Тогда почему айпад поставил рекорд по скорости продаж устройства? Только из-за сумасшедших эпплофанатов? Грань между компьютером и телефоном вообще стирается понемножечку, равно как и грань между моделью использования домашнего интернета и мобильного. Да, пока это верно для узкого сегмента, но, вероятно, станет общей моделью потребления - так же как и интернет вообще, которым изначально тоже не все бросились пользоваться и в котором тоже не очень много всего можно было изначально поделать.
Вопрос только в том, когда именно это произойдет, но вполне можно понять, отчего нынешние игроки рынка хотят в этом участвовать.
В каком отношении не выручат? Клиенты сотовых операторов в знак протеста перейдут на телепатию? Да ладно:) Прибыль от обслуживания потребности в голосовой связи они и так успешно имеют. С тем сервисом, который есть. Не то, чтобы я была полностью этим сервисом удовлетворена, но их логика мне вполне понятна.
А ваша - по-прежнему не очень;)
На самом деле данные по использованию мобильного интернета посчитать крайне сложно. ФОМ - вариант, но сомнительный. Если я один раз в месяц зашел в сеть - я тоже пользуюсь.
Вы все время говорите про 15 минут, карты. У меня с 3Ж грузится все секунд за 15 :) Уж отметиться на встрече, карту посмотреть - не больше 20 точно.
А контент-провайдеры будут ломать голову, чо же нам такого придумать, чтобы занять существующие каналы...
Пока на все это спроса нет. Мне более всего близка простая позиция - нет ощутимой массы людей, которым что-то нужно, зачем это делать?
Мы можем продавать кока-колу в 10-литровых канистрах. И ждать, пока на это будет спрос...
Конечно, 5% кокаколаманов обрадуются. 10 литров, да еще дешевле, чем 10 бутылок по литру. Но 95% отнесутся к этому равнодушно.
Сравнение с кока-колой совершенно некорректно: потенциальные потребители кока-колы по 10 литов - те, кто потребляет ее сейчас по 0,5. В случае с мобильным интернетом потенциальными потребителями являются и те, кто пользуется немобильным интернетом. Те, кто не пьет кока-колу вообще, вряд ли начнут ее пить оттого, что она стала дешевой и помногу. Те, кто пользуется интернетом дома, с высокой долей вероятности станет активно пользоваться и вне дома, если будет доступно и в необходимом количестве.
Речь идет о потреблении того же самого в другой модели, а не в потреблении нового продукта, коим мобильный интернет не является. Это другая модель потребления того же самого интернета. Как выделенка вместо диалапа.
Единственная особенность "мобильных пользователей" на данный момент - мобильным интернетом в основном пользуются в сегменте "от 18 до 30", т.е. в возрасте, когда другую модель потребления усвоить проще. Вроде их не должно стать меньше через пять лет.
Связь 4G появилась - все пойдут за ней. Новинки как раз и должны опережать события, а уж массы на эту ступеньку обязательно шагнут, даже если это будет во время развития 5G или 6G (условно) :)
Вы знаете, я сейчас задала вопрос про нашу дискуссию маркетологу в области интернета, который раз этак в десять круче меня, и моментально получила ответ. Цитирую, ибо ответ мне понравился - безусловно, не открывающимися перспективами, а высокой степенью правдоподобности:
Уж простите за цинизм, но вот вам первый хороший ответ на вопрос "что простому человеку из народа делать с толстыми каналами". Есть у пользователя и не самые высокоинтеллектуальные потребности, способные в полной мере занять толстый канал:) Как только те же самые пользователи смогут смотреть порнуху в хорошем качестве на мобильном устройстве, которое им по силам приобрести, они и это тоже будут делать.
Вы действительно напрасно игнорируете тезис о том, что в области высоких технологий предложение формирует спрос - в противном случае и того примера, который вы приводите с ШПД, тоже, скорее всего, не было бы. И с пейджеров на телефоны зачем было бы переходить.
В части "неплохо было бы, если бы сервис мобильных операторов был лучше", у меня возражений в целом нет. Возражения есть в той его части, где вы начинаете говорить о какой-то прибыли и лояльности. Сама лояльность бизнесу нужна как конкурентное преимущество, а не как лояльность сама по себе, "шоб была" или "потому что мы честные хорошие парни".
У мобильной связи как способа доставки услуги конкуренции нет - люди телепатию не освоили. Конкуренция есть только с другими поставщиками того же самого - так тут достаточно в части уровня сервиса не отставать от соседа. Невооруженным взглядом видно, что именно этим нынешние наши операторы и заняты. Остальные усилия для "собирания прибыли" направлены на обман пользователя - выдумывание навязанных услуг, отказ от которых очень трудно осуществить простому смертному.
Но у меня еще парочка есть.
Я не оптимистка, я вполне реалистка, просто у меня немножко другие вводные. Во-первых, так называемый закон Мура существует значительно дольше, чем вы или я. Говорят, по его поводу регулярно ломали копья, но пока что он успешно работает:) И отлично экстраполируется с чипов на сети. Одно с другим вообще тесно связано.
Во-вторых и в главных, и об этом уже десять раз сказали, выводы о ненужности развития технологий на основании маркетингового исследования регионального провайдера, наверное, не очень мудро делать. Люди не могут дать вам ответ на вопрос, нужно ли им то, чего пока нет и чего они не могут себе представить.
А можно ли его экстраполировать на сети - не уверен.
Я, к сожалению, пропустила, когда это произошло:) Вроде бы самые оптимистичные прогнозы обещали это в 2014 году. Дайте ссылку, пожалуйста.
А то ничего убедительного не нашлось.