Кризис в авиации закончился — за 8 месяцев 2010 года пассажирооборот вырос за 32,7%. При этом большую часть прироста обеспечили международные перевозки — они росли примерно в два раза быстрее, чем внутренние. В лидерах, по-прежнему, «Аэрофлот», который перевез почти 7,5 млн пассажиров, второе место у «Трансаэро» — 4,3 млн, третье занимает «Сибирь» — 3,2 млн. Местный перевозчик — авиакомпания «Уральские аваиалинии» на седьмой строчке — 1,2 млн пассажиров.
 
 Аналитики финансовой группы «Атон» отмечают, что у всех крупных компаний темпы роста опережали средние показатели по сектору. Исключение составила авиакомпания «Сибирь», традиционно отстающая от рынка и по-прежнему испытывающая финансовые и операционные трудности.
  
| № |  Авиа- предприятие  |   Перевезено пассажиров, млн. чел.  |   Пассажирооборт, млн пасс. км.  |  ||||
| 2009 | 2010 |  измене- ние, %  |  2009 | 2010 |  измене- ние, %  |  ||
| 1 | Аэрофлот | 5,67 | 7,46 | 31,7 | 16735,7 | 22932,1 | 37 | 
| 2 | ТРАНСАЭРО | 3,22 | 4,34 | 35 | 11704,6 | 16714,2 | 42,8 | 
| 3 | Сибирь | 2,92 | 3,23 | 10,6 | 6782 | 6854,8 | 1,1 | 
| 4 | Ютэйр | 2,2 | 3,03 | 37 | 3661,5 | 5367,5 | 46,6 | 
| 5 |  Оренбургские авиалинии  |  1,05 | 1,6 | 53,2 | 3164,1 | 4752,5 | 50,2 | 
| 6 | ГТК «Россия» | 2,02 | 2,1 | 4,3 | 4231,8 | 4283,2 | 1,2 | 
| 7 |  Уральские авиалинии  |  0,97 | 1,22 | 25,7 | 2611,9 | 3307,5 | 26,6 | 
| 8 |  Владивосток авиа  |  0,72 | 0,85 | 18,1 | 2563 | 3219,9 | 25,6 | 
| 9 |  Северный ветер  |  0,56 | 0,71 | 27,2 | 1780,9 | 2874,7 | 61,4 | 
| 10 | Вим-Авиа | 0,86 | 0,94 | 9,5 | 2060,3 | 2837 | 37,7 | 
|  В целом по граждаской авиации  |  29,59 | 37,9 | 28,1 | 73189 | 97153,6 | 32,7 | |
Также несколько медленнее рынка рос пассажирооборот и у «Уральских авиалиний» — на 26,6%. В пресс-службе перевозчика сообщили, что положительной динамики удалось добиться за счет освоения новых рынков: в 2010 г. авиакомпания укрепила свои позиции в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Иркутске. Мария Кальварская, аналитик ТКБ «Капитал», говорит, что август оказался для авиакомпаний не столь успешным — если по итогам семи месяцев пассажирооборот вырос на 35,2%, то в августе только на 33%.
Аналитик ТКБ «Капитал» Мария Кальварская::
— Мы ожидаем дальнейшего замедления роста пассажиропотока на фоне более высокой сравнительной базы и начала низкого сезона в осенний период. Однако, несмотря на замедление во в втором полугодии 2010 года, темпы роста пассажиропотока по-прежнему опережают мировой показатель. По нашим оценкам, пассажиропоток превысит докризисный уровень в годовом сопоставлении и составит более 50 млн пассажиров. По данным IATA, быстрорастущий спрос будет способствовать росту глобального пассажиропотока, который на 3-4% превзойдет докризисный уровень 2008 г. Спрос в 2010 г., как ожидается, увеличится на 11% (против прежнего прогноза 10.2%).
Участники рынка отмечают, что вместе с увеличением авиаперевозок на рынке прекратилась практика демпинга.
|  Финансовый директор «Уральских авиалиний» Елена Икчурина: — В результате негативного влияния мирового финансового кризиса авиационная отрасль России в 2009 году в целом потеряла 9,4% объемов перевозок. При этом начавшийся сезонный спад пассажиропотока к осени 2009 г. спровоцировал так называемую «тарифную войну» среди ведущих авиаперевозчиков. В результате — уровень среднего тарифа упал на 25-30% относительно 2008 г. и практически все авиакомпании закончили 2009 г. с убытками. Единственный положительный момент — это авиаперевозки в этот период впервые выиграли конкурентную борьбу с железнодорожным транспортом, т.к. билеты на самолет по некоторым направлениям были дешевле билетов на поезд. Тарифный демпинг продолжался до февраля-марта 2010 г., в результате чего и без того планово убыточный первый квартал был дополнительно усугублен недополучением доходов.  |  
 
 Министр транспорта РФ Игорь Левитин убежден, что российские авиакомпании в 2010 году поставят рекорд по перевозке пассажиров - 50 млн. человек, превысив показатели самого успешного 2008 года (49,5 млн. человек). Для сравнения, в 2005 году они перевезли 35 млн человек, а в кризисном 2009 году — 45 млн человек.
  
| № | Авиапредприятие | Процент занятости кресел, % | ||
| 2009 | 2010 |  измене- ние, %  |  ||
| 1 | Аэрофлот | 67,9 | 77,6 | 9,7 | 
| 2 | ТРАНСАЭРО | 82,2 | 84,4 | 2,2 | 
| 3 | Сибирь | 76,7 | 77,1 | 0,4 | 
| 4 | Ютэйр | 74,6 | 78,2 | 3,6 | 
| 5 | Оренбургские авиалинии | 96,3 | 97,3 | 1 | 
| 6 | ГТК «Россия» | 71,3 | 76,4 | 5,1 | 
| 7 | Уральские авиалинии | 69,4 | 71,1 | 1,7 | 
| 8 | Владивосток авиа | 79,3 | 76,3 | -3 | 
| 9 | Северный ветер | 94 | 90,8 | -3,2 | 
| 10 | Вим-Авиа | 77,9 | 83,2 | 5,3 | 
|  В целом по гражданской авиации  |  74,5 | 78,9 | 4,4 | |