Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сергей Китин: в Екатеринбурге кинотеатры лучше, чем в Каннах

17 декабря 2010, 07:54
О кино как искусстве и индустрии беседуем с Сергеем Китиным, генеральным директором сети кинотеатров «Синема Парк».

— Сергей Вячеславович! Вам как генеральному директору национальной сети кинотеатров я просто не могу не задать вам этот вопрос: вы — любите кино?
— О, да! И как профессионал, и как… человек. Считаю это прекрасным времяпрепровождением, стараюсь бывать как можно чаще — с семьей, с детьми, с друзьями и партнерами.

— Какие фильмы предпочитаете?
— Сложно сказать. Мне нравится качественное кино разных жанров. Но, конечно, приключенческие ленты вроде «Пиратов Карибского моря», полнометражные анимационные ленты, все эти мульты для семейного просмотра, хотя все прекрасно понимают, что они даже больше для взрослых — «Ледниковый период», «Шрэк».

Внимательно отношусь к кино не только по долгу службы, общаясь с коллегами, посещая профессиональные форумы, выставки и семинары, но и как любитель. Стараюсь не пропускать интересных новинок в «неформатном» кино, с удовольствием пересматриваю классику.

— Скажите, а дома у вас кинотеатр есть? Как часто вы его «посещаете» и какие фильмы смотрите там?
— Конечно, у меня есть домашний кинотеатр, по-моему, это уже стандарт. У меня обширная коллекция кинолент. Она пополняется новинками из тех, что я бы с удовольствием посмотрел еще раз, может быть, даже не один, и из старых любимых фильмов, которые и так уже «затерты до дыр», и, видимо, будут затираться дальше. Жанры также разные — и арт-хаус, и мейнстрим. Но я должен сказать, что домашний кинотеатр — это отдельное удовольствие: расположиться одному или в узком, семейном или дружеском кругу и насладиться кино. Но ни один домашний кинотеатр не сравнится с тем, что предоставляет поход в кино. Не только технически. В кинотеатрах (в том числе и особенно в «Синема Парк») особая, непередаваемая атмосфера — сопричастности с происходящим на экране. Так что все новинки я смотрю вне дома.

— Наверное, такое ваше трепетное отношение к кино позволяет вам… относиться к нему как к бизнесу?
— Да, безусловно.

— Скажите, Сергей, «Синема Парк» появился в Екатеринбурге совсем недавно, что наверняка осложнило его вход в рынок. Как и каким средствами «Синема Парк» намерен занять свое место под солнцем?
— Безусловно, несмотря на относительно юный возраст индустрии, конкуренция на рынке велика. В Екатеринбурге — в частности. Однако конкуренция — это не повод расстраиваться, переживать и пугаться. Это позитивное явление. Каждый может выбрать тот кинотеатр, который ему ближе не только территориально, но и соответствует его настроению или текущему финансовому положению. Однозальные кинотеатры, расположенные в шаговой доступности — это тоже вполне действенная концепция, имеющая право на существование. Однако мы однажды выбрали и следуем до сих пор другому подходу.

У кинотеатров «Синепарк» свой путь, своя концепция и свой метод организации. Если угодно — своя «формула успеха».

— Какому же?
— Во-первых, мы строим уникальные кинотеатры, в каждом следующем городе непохожий на все предыдущие, и стараемся сделать так, чтобы как можно скорее вокруг кинотеатра сформировалась и закипела культурная жизнь, чтобы сам он стал одной из «горячих точек» — мы устраиваем «звездные» презентации, специальные показы, тщательно отбираем кино к демонстрации.

Во-вторых, сервис. В наших кинотеатрах сервис — один из основополагающих принципов. Каждый, кто приходит к нам, должен остаться доволен. Мы стараемся угодить всем. Для молодежи — бары, для публики более зрелой и более консервативной — мягкие зоны. Зонирование в киноплексах — это наше ноу-хау. Не смотря на то, что все посетители находятся в одном месте, фактически они не пересекаются и не ощущают дискомфорта. Плюс каждый может выбрать зал по душе. RELAX — зал повышенной комфортности с диванчиками, JOLLY — демократичный зал с расположением на пуфиках или теперь IMAX — что угодно.

В-третьих, техника. Следуя последним веяниям технического прогресса в той его части, что касается кино, мы устанавливаем в наших залах только самое современное цифровое оборудование, стараемся реализовать все самые последние разработки. Собственно, именно поэтому в Екатеринбурге теперь будет зал IMAX — уникальная техническая разработка компании-лидера в 3D-кино.

В-четвертых, неординарный подход к формированию плей-листа и жанровое инноваторство. Мы берем в прокат не только фильмы мейнстрим, но и арт-хаус, а техника позволяет нам осваивать смежные киножанры — концерты, трансляции. В этом году, например, мы транслировали концерт группы U2 в Москве — он имел бешеный успех.

— Этих составляющих достаточно, чтобы кинотеатр был успешным?
— Их достаточно, чтобы кинотеатр мог решить свою главную задачу с точки зрения зрителя. Он должен прийти к нам и отвлечься от повседневности, погрузиться в атмосферу, отличную от серых будней. Для этого мы делаем все, включая авторский дизайн наших залов…

— О, да! Сразу по открытии театра именно дизайн вызвал массу самых разных отзывов. Многие называли его, мягко горя, необычным…
— Вот видите! Значит, авторская задумка Сауры Серменги удалась. Вообще STARLIGHT — одна из самых удачных находок в оформлении кинотеатра. Ведь каждый фильм — это отдельная галактика, а каждый просмотр — небольшое путешествие в неизведанное. И снова в действие вступают технологии — необычные ощущения, зрительные, звуковые — вот что получает зритель во всех залах «Синема Парк», кратно больше — в зале IMAX.

— Наверное, есть какое-то позиционирование фильмов внутри кинотеатра. Не все же фильмы выгодно смотреть в атмосфере «единения» с героем. Лично мне вживаться в обстановку предпоследнего фильма о Гарри Поттере совсем бы не хотелось — страшно (улыбка).
— Сходите на «Трон» или «Хаббл» — там точно ничего страшного не случится (улыбка). Нет, градации никакой нет. Дело в том, что любой фильм смотрится более выгодно в цифре, чем на аналоге, и в IMAX, чем в любом другом 3D. Но есть фильмы, которые и правда, не стоит демонстрировать в совершенном формате, их ценность не в картинке, а в содержании.

Что же до Гарри Поттера — это уникальное явление в современном кинематографе. С ним выросло целое поколение! У него есть как преданные поклонники, так и ярые противники. Однако данные показывают, что первая часть «Даров смерти» (хотя окончательные итоги подводить рано) имеет отличные кассовые показатели. С последней частью, я уверен, будет то же самое.

В мировом прокате, я думаю, будет похожая картина. Хотя в России всегда все немного… по-своему.

— Существуют значительные отличия?
— Значительные? Да! Иногда диаметрально противоположные показатели. Приведу простой пример: фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Несмотря на то, что режиссер американский, как раз в США картина, можно сказать, провалилась. Причиной тому были причины, далекие от кино — папа запротестовал против фильма и одна из самых набожных стран мира отказалась его смотреть. У нас же — в первые дни мы вынуждены были закупить дополнительные копии, и в каждом кинотеатре увеличили число залов, в котором шел фильм. «Страсти Христовы» просто взорвали прокат! Люди выходили из зала и плакали, приходили снова, приводили друзей.

— Это обычная практика — так оперативно реагировать на зрительский спрос?
— Конечно, в каждой компании, в том числе и у нас, есть набор специалистов, образование, ежедневная практика и опыт которых позволяют во многом спрогнозировать успех той или иной картины еще на стадии потспродакшена, но и реагировать оперативно — также в их компетенции.

— Как часто вы прибегаете к их услугам?
— Часто. Ведь ситуация в прокате различается не только между мировым и национальным, но и очень сильно разнится внутри страны. В Питере мы показали «Бората», и он шел с успехом. В Уфе — не решились.

— У нас тоже «Борат» был популярен…
— Ну, Петербург и Екатеринбург вообще отличаются некоторой «хулиганистостью» ума. В столице Башкортостана мы экспериментировать не стали. А насчет разницы добавлю: восприятие — дело тонкое, эфемерное и трудно просчитываемое. Но разными в разных городах бывают и «физические» показатели. Фильм «Стиляги» шел с одинаковым успехом во всех регионах, включая столичный, три недели. А, например, все новейшие комедии вроде «Самого лучшего фильма» в Москве выстреливали за неделю, собирали «сарафан» и уходили, тогда как в регионах с успехом шли почти месяц!

— «Сарафан» — это официальный термин? (улыбка)
— Нет, это узкоспециальное. (улыбка)

— Какие средства массовой информации дают больше «сарафана»?
— Конечно, это Интернет. Многие студии даже специально используют сарафанное радио в Интернете — на специальный сайтах, в социальных сетях. Тогда мы наблюдаем явление суперпиара. Фильм выходит в четверг, без, казалось бы, какой-то серьезной «артподготовки», а народ идет! Единственное, нужно быть осторожным. Российского зрителя обмануть трудно. Правильно вкинуть информацию в правильную среду — вот что важно.

Интернет кинотеатрам не конкурент. В кино люди идут за качеством, которого не получишь в Сети, за впечатлениями, за атмосферой.

— То есть главный конкурент кинотеатров — их же главный помощник? В торрентах и социальных сетях фильмы зачастую появляются даже чаще, чем в прокате.
— Я не считаю Интернет конкурентом кино. Во-первых, потому что пережила индустрия и кассеты, и диски, и домашние кинотеатры переживет, и Интернет. А во-вторых, в кино все-таки идут за качеством картинки, звука и, повторюсь, атмосферой. Всего этого дома не получишь, тем более в битом проигрывателями качестве. Кроме этого идут за актуальностью — молодым людям хочется быть в теме. Им хочется все знать, иметь возможность высказаться и не быть, простите за эвфемизм, «лохом». В этом контексте кино не столько источник информации, сколько способ общения.

— И все же пиратство — явление крайне негативное, наверняка кинотеатры предпринимают некие меры?
— Безусловно! Дело в том, что все мы в некотором смысле зависим от производителя. А в последнее время уважающие себя студии помечают каждую версию, аналоговую и цифровую, специальными метками. И если в Интернете или где угодно еще замечена пиратская копия, им всегда известно, в каком кинотеатре ее сделали. После чего следуют штрафные санкции — отказ в премьерах. Никому такого не хочется. Поэтому наши залы оборудованы видеокамерами, наши сотрудники проинструктированы входить в зал и строго следить за тем, чтобы ни у кого не возникло желания сделать копию.

— А если все-таки возникло?
— Это уже дело милиции.

— Это мировая практика?
— Конечно.

— А вообще российский кинопрокат какие позиции занимает в мире?
— Несмотря на свою молодость, киноиндустрия России, ее прокатная часть — заметный участник рынка. В этом году мы заняли третье место в Европе, собрав около 1 000 000 000 $ (еще три года назад мы были на десятом месте с 500 000 000 $) — уступили только Англии и Германии. Это успех! С нами считаются, представительства крупнейших кинопроизводителей открывают в Москве офисы. Компания «Уолт Дисней» снимает кино специально под наш рынок. Это признание. И ответственность.

— Что нужно, чтобы удержать завоеванные позиции и еще их упрочить?
— Делать качественные кинотеатры. Как мы умеем. Чтобы и дальше американские специалисты, приехавшие читать нам лекции по устройству кинотеатров, и дальше бы уезжали, удивленные качеством наших залов. Так уже было совсем недавно на «Киноэкспо» в Петербурге.

— Говоря о качестве кинотеатров в России, вы имеете ввиду, что…
— Что иные кинотеатры в Канне, где конкурсная комиссия фестиваля отсматривает ленты, претендующие на Пальмовую ветвь, значительно хуже по качеству, чем кинотеатры в Екатеринбурге, чем «Синема Парк». Это я не из патриотических соображений говорю, это объективно так. И на порядки! Так что… ждем вас в кино! (улыбка)

Благодарим International Pab Globus (пр. Ленина, 48) за оказанное содействие при создании материала.

Фото: Сергей Никифоров для 66.ru