Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Потому что мы – банда!» Публикуем главу из новой книги Дмитрия Карасюка о группе «Чайф»

26 сентября 2017, 12:05
Как предки Владимира Шахрина оказались на Урале? Кто из музыкантов «Чайфа» был отчаянным драчуном в школе? Какую песню «чайфы» написали первой? И в чем, по их мнению, заключается секрет творческого долголетия? Об этом и многом другом можно прочитать в книге журналиста, архивариуса Свердловского рок-клуба Дмитрия Карасюка «Чайф. Рок-н-ролл — это мы!» За несколько дней до официальной премьеры книги 66.RU публикует фрагмент одной из глав.

В эту пятницу, 29 сентября, группе «Чайф» исполняется 32 года. К этой дате приурочен выход книги уральского журналиста Дмитрия Карасюка «Чайф. Рок-н-ролл — это мы!». Презентация состоится на следующий день, 30 сентября, в «Доме печати», во время празднования дня рождения группы. Вход на праздник, во время которого выступят Blues Doctors, «Сандали» и «Джин», будет бесплатным.

Как говорится в аннотации к изданию, книга Дмитрия Карасюка стала самой полной биографией группы. В издании можно найти интервью не только с музыкантами, но и с людьми, причастными к истории группы «Чайф» и свердловского рока.

Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф»:

— С уверенностью могу сказать, что Дмитрий Карасюк на данный момент знает о всей группе «Чайф» гораздо больше, чем каждый из ее участников по отдельности. Все мы помним какие-то фрагменты, а некоторые события не помним совсем или помним по-разному. Автор проделал титаническую работу, выудив из нашей памяти эти обрывки, собрал их вместе, добавил сведения из документов и свидетельства очевидцев, а потом склеил всё это в полноценную, отличную книгу. По-моему, очень хорошо, что это не автобиография, где автор не может быть объективен к самому себе, а книга Дмитрия Карасюка о группе «Чайф».

Фрагмент главы из новой книги о группе «Чайф» вы можете прочитать прямо сейчас.

— Не дав отойти от празднования 30-летия, подкатила рубиновая дата — десятого января 2016 года два Володи отметили сорокалетие дружбы и совместного творчества. Еще в 1991 году Шахрин говорил, что «Бегунов спиной понимает меня, то, что мне надо. Он имеет свой стиль, в Свердловске никто так не играет. Ещё год-два, и он просто классно будет играть». Бегунов авансы друга оправдал и стал одним из немногих российских гитаристов, чей фирменный стиль игры, как на сцене, так и в студии, легко узнается даже неспециалистами. Оперировать терминами «если бы да кабы» — дурная манера, но даже если бы Бегунов не вырос в большого музыканта, он всё равно играл бы в «Чайфе». «У нас изначально группа собиралась по принципу, насколько мы друг другу интересны, — объясняет Шахрин. — Не насколько мы хорошо владеем инструментами, а насколько мы друг с другом ладим. Насколько мы — банда! Нас очень многое связывает, и мы на самом деле друзья! Бывает, что ссоримся — не далее как пять дней назад поругались. Но в тот же вечер Бегунов подошел ко мне, мы поговорили и стали общаться как ни в чем не бывало… Я понимаю, из-за чего мы иногда ссоримся: каждый хочет как лучше, но видит это по-своему. Однако нам хватает такта и жизненного опыта выслушивать друг друга. Это относится ко всем участникам нашей группы…»

Выступление на фестивале «Нашествие», 2016 г.

Бегунов дает свою оценку сорокалетней дружбы: «Мы с Шахриным давно пришли к общему знаменателю, ведь мы из одного теста. Вовка и на самом деле лидер. Петь могут многие, я тоже пою. Но, честно говоря, не думаю, что так просто удерживать двадцатитысячную толпу в течение двух часов. Что-то есть такое, что нельзя потрогать руками. Теперь это модно называть харизмой. Я и из многих гитаристов могу узнать, что играет именно он. А в свете того, что у каждого музыканта свое звучание, думаю, Вован его нашел! У него более твердый стержень, и есть уверенность в том, что это — правильный парень, за которого стоит держаться. Я в этом себе не признавался никогда, но это было в голове. Обидно ли быть в тени? Раньше — да, не скрою, но ведь у нас странная страна и такой же шоу-бизнес… Есть главная персона, есть остальные. В России принято выделять лишь того, кто поет, остальные — буква «и». Гребенщиков и «Аквариум», Шевчук и «ДДТ», Макаревич и «Машина времени»... Так что второй ты или третий — какая разница? Важно, чтобы правильно принимали твои идеи в группе».

Юбилей дружбы пришлось праздновать опять-таки на сцене. К очередной «Зимней акустике» «Чайф» приурочил осуществление давней идеи — воплощение своих песен в классической аранжировке. Сперва мысль исполнить рок-н-ролл под симфонический оркестр некоторых членов команды не вдохновила, но Шахрина это не смутило: «Лет пятнадцать назад вопросов и возражений было бы гораздо больше. Тогда я предлагал какую-нибудь безумную идею, и все дружно говорили нет. А сейчас ребята понимают, что обычно именно такие идеи и работают. И соглашаются, доверяя моему опыту и вкусу, а не потому, что я давлю авторитетом».

Шахрин несколько раз говорил о своем замысле с руководством Свердловской филармонии и с дирижерами симфонических оркестров Екатеринбурга. Те затею поддерживали, но дело упиралось в отсутствие клавиров. Предлагали даже специалистов, которые могли сделать аранжировку, но те жили в других городах, от музыки «Чайфа» были далеки. Володя боялся, что результат получится качественный, но без души. Проблемой он как-то поделился с Александром Пантыкиным, который за прошедшие годы вырос из лидера «Урфина Джюса» до председателя свердловского отделения Союза композиторов России. «О! — сказал Пантыкин. — Так у меня же есть камерный симфонический оркестрик!» Это было то что нужно, никакого пафоса «Чайфу» не хотелось. Шахрин даже осаживал Пантыкина, когда тот пытался вставить в аранжировки литавры или что-то еще громоподобное. Володе хотелось создать уютную атмосферу салонного музицирования времен Моцарта и Вивальди, этакого квартирника XVIII века.

Запись «Теории струн», Москва, 2016 г.

В программу включили в основном лирические композиции. Отсутствие рок-хитов Шахрин оправдывал тем, что Чак Берри ему не простил бы, исполни они рок-н-ролл под скрипочки. Хотя великолепная «Дуля с маком» классической обработке подверглась — источником вдохновения для ее нового воплощения послужил цеппелиновский Kashmir. В процессе немногочисленных репетиций «Чайфа» с оркестром выяснилось, что российские симфонические музыканты плохо умеют свинговать — классическое образование почти не знакомит их с джазовой и даже с эстрадной музыкой. Прямо по ходу репетиций Пантыкину пришлось вносить в партитуры поправки, чтобы все инструменты звучали согласно общему замыслу.

Дебют новой программы состоялся в Екатеринбурге. Позади четырех «чайфов» сидели молодые скрипачки и виолончелисты в строгих концертных костюмах. Отыграв восемь номеров, они чинно удалились за кулисы, а еще через четыре песни, которые «Чайф» играл один, выскочили на сцену в своей обычной одежде — в джинсах, футболках и коротких платьицах, чтобы подпеть и подыграть в «Шаляй-Валяе». Скрипачки приплясывали, виолончелисты дурачились, а весь зал любовался простыми мальчишками и девчонками, студентами и недавними выпускниками консерватории.

Тот же трюк с переодеваниями оркестрантов повторили в Москве и Питере. Правда, там музыканты были чуть постарше и поопытней, да и инструменты у них были получше. Оркестру «Глобалис» уже приходилось выступать вместе с рокерами. Но переодевание по ходу концерта и появление перед публикой в своем повседневном, а не в зафраченном виде стало для «глобалисов» новым ощущением. Дополнительной эмоцией явилось то, что после удачных концертов «Чайф» приглашал весь оркестр уничтожать свой алкогольный райдер.

Во время работы над аранжировкой «Теории струн».

Всем стало ясно, что эту программу необходимо зафиксировать. «Наше радио» предоставило свою студию Vintage Records с большим тон-ателье, где за четыре с половиной часа 31 мая 2016 г. записали всю программу. Работали вживую, в лучших традициях «Оранжевых настроений». В павильоне сидел оркестр, которым дирижировал Пантыкин, в маленькой комнате Валера управлялся с барабанами, в другой Бегунов извлекал гитарные партии. Прямо в пультовой, за большим стеклом, чтобы всех видеть, пел Шахрин, а рядом Слава играл на басу. Управились за одну смену. Среди записанных песен оказалась одна не исполнявшаяся на концертах. «Чей чай горячей» на стихи Вадика Кукушкина стал радиохитом, предварившим выпуск альбома «Теория струн». Для подсъемки видеоряда к новой песне группа пригласила музыкантов «Глобалиса» в один из московских клубов. Оркестр пришел в полном составе — сотрудничество с «Чайфом» оставило у молодых «симфонистов» явно приятное впечатление.

Спустя месяц у них появился шанс это впечатление обновить. В четвертый раз «Зимнюю акустику a la classic» сыграли в разгар лета. Жаркой июльской ночью перед стотысячной толпой зрителей фестиваля «Нашествие», среди установленных на главной сцене елочек, струнный оркестр заиграл длинное вступление к «Моему блюзу». В этот момент светотехники включили эффект снега — и летняя ночь превратилась в зимнюю сказку: январь, музыка и «Чайф».

Эта часовая зимняя идиллия стала лишь короткой передышкой в летней пахоте…