Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД

19 октября 2020, 10:02
Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Из Москвы в исправительную колонию Нижнего Тагила этапировали Игоря Трифонова – бывшего начальника УМВД Екатеринбурга. Его готовятся судить по обвинению во взяточничестве. И это лишь один эпизод борьбы ФСБ против МВД, которая развернулась на Среднем Урале с 2011 года. На скамью обвиняемых и по этапу отправляются оперативники и генералы полиции, уличенные в крышевании бизнесменов. А цепь задержаний, арестов и судов может вести к Михаилу Бородину – экс-начальнику ГУ МВД Свердловской области. Хроника зачистки – в материале 66.RU.

«Прилетели к нам грачи…»

Первым открыто заявившим о бизнес-интересах «команды Бородина» стал возглавлявший в тот момент «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. В своем «Живом журнале» и через дружественные СМИ в 2012 году он развернул кампанию против полицейских. Один из первых постов в ЖЖ он озаглавил так: «Прилетели к нам грачи…».

«В свое время к нам из Москвы пришел новый начальник ГУВД Бородин. С ним высадился десант — человек семьдесят пять москвичей. Их рассадили на все ключевые места. Я внимательно наблюдаю за ситуацией, и у меня возникло стойкое ощущение, что эти люди пришли сюда грабить. Не стесняются ничего. Значит, были причины, по которым их выперли из Москвы. Думаю, что некоторые из них здесь скрываются. Такой милиции здесь еще никто не видел», — этот пост Ройзмана стал своеобразным объявлением войны.

Главным поводом для нападок главы «Города без наркотиков» стали полицейские операции, которые летом 2011 года проходили на рынке «Таганский ряд». Тогда силовики изъяли более 120 млн рублей и большие объемы товара у торговцев. В ситуацию пришлось вмешаться прокуратуре и ФСБ. Прокурорская проверка привела к возбуждению уголовного дела о превышении полномочий при конфискации товара.

Оперативники ФСБ пошли дальше и установили факты вымогательств у предпринимателей со стороны полицейских.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

«Таганский ряд» — крупнейший рынок УрФО

Весной 2012-го чекистская разработка дала свои плоды. Начальник отделения по разработке организованных преступных групп и этнических группировок отдела уголовного розыска УМВД Екатеринбурга Сергей Рахманов в своей Toyota Land Cruiser получил 7 млн рублей от китайского предпринимателя Чжана Цзиньцин. Эти деньги были второй частью 14-миллионной взятки за возвращение предпринимателю изъятых у него в 2011-м 46 млн рублей и 56 тыс. долларов. Сразу после окончания встречи полицейского задержали.

Дело Рахманова дошло до суда с дополнительными эпизодами о крышевании екатеринбургских борделей. Вторым обвиняемым по делу стал начальник отделения по борьбе с нарушениями в сфере нравственности УМВД Екатеринбурга Владимир Плаксин. Оперативники свердловской ФСБ подозревали, что эти полицейские были всего лишь посредниками при передаче денег. Так в этом деле появились имена начальника отдела уголовного розыска городской полиции Владимира Бабакина и главы УМВД Екатеринбурга Игоря Трифонова. Но найти доказательств причастности полицейских начальников чекисты не смогли. В 2014 году суд приговорил Рахманова к девяти годам строгого режима, а Плаксина — к восьми.

К моменту оглашения приговора коррупционерам привычная работа «Города без наркотиков» была парализована. В 2012 году критикуемые фондом полицейские сделали ответный ход. В офисе, реабилитационных центрах фонда и квартирах сотрудников прошли обыски. Полицейские возбудили несколько уголовных дел о незаконном лишении свободы и обороте наркотиков. До приговора устояли далеко не все обвинения. Зато «Город без наркотиков» покинул Евгений Ройзман, а организация стала лояльна действующей власти и силовикам.

«Коммерческая полиция»

Вновь в громкие коррупционные скандалы свердловская полиция погрузилась в 2017 году. Тогда оперативники ФСБ начали реализацию большой спецоперации по зачистке отделов экономической безопасности регионального МВД. Главный удар был нацелен на екатеринбургское подразделение. Предварительно чекисты в течение нескольких лет вели разработку полицейских, к которым даже внедрили свою агентуру.

Первой ласточкой стало задержание в январе 2017 года Никиты Мальцева. В Екатеринбурге он известен как наставник клуба единоборств «Храбр», воспитанники которого засветились в ряде криминальных разборок и силовых захватов. Впрочем, сам Мальцев отрицал причастность к подобной деятельности.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Как выяснилось, Мальцев действовал в связке с оперативником ОЭБиПК (отдел экономической безопасности и противодействию коррупции) УМВД Екатеринбурга Сергеем Кондрашиным. Последний в декабре 2016 года незаконно изъял товар у городского торговца одеждой и обуви. Бизнесмен встретился с Мальцевым и предложил выкупить изъятое за 100 тыс. рублей. Впоследствии, за эту историю был осужден только Кондрашин.

По второму эпизоду: Мальцев предложил уже за 700 тыс. рублей вернуть букмекерской конторе ООО «ДилСис» оборудование, ранее изъятое Кондрашиным. Но коммерсанты сообщили о поступивших предложениях сотрудникам ФСБ. Поэтому передача взятки проходила под их контролем.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Подобная, повторяющаяся из раза в раз, схема по изъятию товаров или оборудования и их последующий выкуп поставила крест на карьере многих свердловских полицейских. В 2018 году Мальцева приговорили к 2,5 годам колонии, а Кондрашина к 4,5 годам лишения свободы.

Сегодня Никита Мальцев уже отбыл наказание и не любит вспоминать обстоятельства своего уголовного дела.

Никита Мальцев:

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД

— Я не имею представление о разборках между ФСБ и МВД. Сегодня я занимаюсь успешным бизнесом и отвечаю за большое количество сотрудников. Всегда оставался порядочен к своим компаньонам и никогда не вдавался в политику, а уж тем более, в какие-то «межведомственные войны».

Начиная с января 2017 года оперативники свердловского УФСБ регулярно приходили в ОЭБиПК УМВД Екатеринбурга с обысками. Сотрудники отдела становились фигурантами новых уголовных дел, многие, не выдерживая давления, переводились на другие посты или увольнялись. Журналисты тогда шутили, что в ОЭБиПК Екатеринбурга заканчиваются сотрудники, а бизнесмены откровенно называли отдел «коммерческой полицией». Но каждое мероприятие приближало оперативников ФСБ к выдвижению обвинений руководству екатеринбургской полицией.

В числе прочих в 2017 году появилось уголовное дело против начальника отделения по выявлению преступлений в сфере строительства, рейдерства и криминального банкротства ОЭБиПК УМВД Екатеринбурга Владимира Нечаева. Тогда в ФСБ обратился бизнесмен-строитель Юзвович. Он рассказал, что полицейские потребовали 2 млн рублей за невозбуждение в отношении него уголовного дела. Чекисты проконтролировали передачу аванса и сразу после задержали старшего оперуполномоченного Олега Красникова. Тот заявил, что взятку получал в интересах своего начальника Владимира Нечаева. Его взяли в разработку, а когда попытались задержать, сотрудники наружного наблюдения потеряли Нечаева из виду.

Собеседники 66.RU называют Нечаева человеком, близким к Олегу Курачу. В 2011 году Курач приехал на Урал на должность начальника ОБЭП УВД Екатеринбурга, затем возглавлял аналогичную структуру в областном главке полиции. Задержав Нечаева, оперативники ФСБ планировали получить показания на высокопоставленного полицейского.

Параллельно под Олега Курача «копали» с другой стороны. В июне 2017 года чекисты задержали офицеров из управления самого Курача — Алексеев Ворлинского и Космана, Николая Жукова и Евгения Кулина. По версии следствия, полицейские уговорили своего знакомого предпринимателя Артура Петренко — директора ООО «Агростройкомплекс», добывающего гравий в карьере под Большим Седельниково, дать взятку начальнику отдела по надзору в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора департамента Росприроднадзора по УрФО Антону Лобанову. Петренко якобы согласился, но сообщил о необычной просьбе в ФСБ, а чекисты решили провести оперативно-разыскные мероприятия. В итоге перед встречей Петренко и Лобанова в одном из кафе Екатеринбурга его поочередно напичкали спецаппаратурой сотрудники ФСБ и полицейские. 27 июня 2017 года Лобанов забрал 200-тысячную взятку от Петренко, после чего его задержали сотрудники УЭБиПК, которых вслед за этим задержали чекисты при поддержке спецназа.

Дело офицеров областного главка с самого начала вызывало множество вопросов. В том числе, видимо, поэтому ни один из четырех обвиняемых не согласился сотрудничать со следствием. В итоге следствие вменило полицейским в качестве мотива совершения преступления повышение показателей раскрываемости и в 2018 году передало дело в суд. В 2019 году офицеров приговорили к условным срокам от 3 до 3,5 лет.

Полина Тамакулова, адвокат Ворлинского:

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД

— Считаю, что дело офицеров главка было сфабриковано в попытке получить от них показания на Олега Курача. Но он был адекватным руководителем, поэтому заинтересованной стороне не удалось сделать из него того, кем он не являлся.

Дело генералов

В октябре 2018 года начальника свердловского главка Михаила Бородина перевели в Воронежскую область. Но зачистку «коммерческой полиции» это не остановило. Наоборот, чекисты подбирались к ближайшему окружению Бородина.

По иронии судьбы, в день официального объявления о переходе генерала Бородина на службу в Воронежскую область, в УМВД Екатеринбурга прошли очередные обыски, итогом которых стали задержания начальника городского ОЭБиПК Эдуарда Воронина и бывшего замначальника свердловского МВД Владимира Романюка.

Главной удачей оперативников ФСБ стал Эдуард Воронин. Коллеги характеризовали его как жадного человека, а за глаза называли Ягненок. Поначалу отрицавший какую-либо вину Воронин согласился сотрудничать со следствием и рассказал о многих известных ему фактах деятельности экономической полиции.

В итоге в июле 2020 года Воронина приговорили к пяти годам условного лишения свободы за превышение должностных полномочий. Его дело оказалось связано с уголовкой генерала Владимира Романюка.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Согласно материалам дела, Владимир Романюк получил взятку в сумме 1,2 млн рублей от бизнесменов Галустяна и Мартиросяна. Посредник от предпринимателей Симонян договорился с представителем Романюка Сергеем Глущенко из московского МВД, что силовики не будут проверять первые три месяца открывшийся игорный клуб на Куйбышева, 139 в Екатеринбурге.

Несмотря на достигнутые договоренности между Романюком и игорными бизнесменами, сотрудники свердловского УЭБиПК провели выемку игровых автоматов в одном из клубов предпринимателей. Областники возбудили уголовное дело и передали его по подследственности коллегам из Екатеринбурга.

Галустян и Мартиросян потребовали от Романюка возвращения изъятых автоматов. В ответ полицейские выдвинули требование об оплате 300 тысяч рублей. Следователи вменяют Романюку и Глущенко получение этой взятки в качестве второго преступного эпизода.
Романюк приказал главе городского ОЭБиПК Эдуарду Воронину вернуть изъятое оборудование бизнесменам. Последний подчинился и исполнил приказ. Именно это следователи вменили Воронину как превышение должностных полномочий.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

А Романюка и Глущенко суд приговорил за получение взяток к 8,5 и 7,5 реальным годам строгого режима соответственно.

Но, помимо показаний на Романюка, Воронин рассказал чекистам и о получении взятки генералом Игорем Трифоновым, который с 2011 по 2017 год возглавлял УМВД Екатеринбурга. Согласно данным, озвученным Ворониным, в 2015 году сотрудник службы безопасности банка «Кольцо Урала» Александр Куба передал Трифонову 7,5 млн рублей за возбуждение уголовного дела против заемщика банка УК «Терра» и «Форэс-Химия», основным бенефициаром которых является Сергей Шмотьев.

Эту информацию силовикам подтвердил и Куба, который в настоящее время отбывает наказание за вымогательство.

Однако представители банка «Кольцо Урала» на это официально заявили: «Банк в своей деятельности не участвовал в незаконных финансовых операциях и никогда не оплачивал действия правоохранительных органов, в том числе посредством взятки».

В сентябре 2020 года Игоря Трифонова задержали в Москве. Через несколько дней в Екатеринбурге оперативники ФСБ арестовали бывшего зампредседателя правления банка «Кольцо Урала» Олега Коноплева. Им вменили получение и дачу взятки соответственно.

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Все фигуранты этого дела в ожидании суда находятся в нижнетагильской ИК-13. Вместе с Трифоновым туда из Москвы доставили задержанного также в сентябре Владимира Нечаева. До этого он в течение трех лет числился в федеральном розыске.

Некоторые из собеседников 66.RU уверены, что конечной целью сотрудников ФСБ в этой череде зачисток является бывший глава Свердловского ГУ МВД Михаил Бородин. Но, например, адвокат Сергей Колосовский убежден, что к проискам приведенной генералом в Екатеринбург команды сам Бородин не имеет отношения.

Сергей Колосовский, адвокат:

Цепь уголовных дел против «коммерческой полиции»: как ФСБ зачищает город от начальников МВД

— Я его знаю как справедливого начальника. Бородин вступался за тех сотрудников, в чьей невиновности был уверен, и не покрывал действительно провинившихся. Я убежден, что к коммерческим интересам полиции он не имел никакого отношения.

Другой собеседник 66.RU, близкий к силовым структурам, считает, что зачистка «коммерческой полиции» приведет лишь к переделу рынка, ведь спрос на услуги «крыши» в России не убывает.

Официальные представители свердловской полиции в ответ на предложение 66.RU прокомментировать причины многочисленных уголовных дел, возбужденных против бывших сотрудников ведомства, попросили выслать официальный запрос от СМИ.