Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бои на Донбассе идут с 2014 года. Почему священники, которые поддерживают СВО, молчали эти восемь лет

2 декабря 2023, 17:30
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда объяснил, почему священники начали публично высказываться по поводу конфликта на Украине только после февраля 2022 года. Причина, по его словам, в частности, в том, что любой комментарий российских священнослужителей мог привести к проблемам для православных по ту сторону окопов. Но сейчас церковь верит в «справедливый мир» и не может не быть рядом с армией.

Легойда сказал, что государственные границы отличаются от религиозных, поэтому последователи РПЦ на украинской территории могли подвергнуться репрессиям, если бы российские священнослужители высказывались бы за эскалацию конфликта.

«До недавнего времени Крымская епархия принадлежала Украинской православной церкви (УПЦ). Вот он контекст «восьми лет». Мы в свое время сказали, что церковные границы не обязаны меняться так, как меняются государственные. Ситуация изменилась, потому что в текущей ситуации контакты Крымской епархии с церковным Киевом невозможны. Это все баланс людей. Мы должны были беречь тех, кто находится на Украине, и тех, кто уже по-другому все ощущал — на территории ДНР и ЛНР. У нас было много непубличных, очень непростых разговоров. Все не сводится к лозунгам», — пояснил он.

Позиция РПЦ до февраля 2022 года

Представители Церкви редко комментировали происходящее, а тех, кто позволял себе милитаристские заявления, наказывали. Например, в 2015 году протоиерея Владимира Зайцева отстранили от служения из-за того, что, провожая в Донбасс добровольцев из Екатеринбурга, он призывал их «бить фашистскую мразь».

Бои на Донбассе идут с 2014 года. Почему священники, которые поддерживают СВО, молчали эти восемь лет

«Яркие и политически окрашенные высказывания протоиерея Владимира Зайцева могут быть расценены как благословение церкви на ведение братоубийственной войны, что не соответствует чаяниям всех верных чад Русской православной церкви, на каждой Божественной литургии призывающих мир на украинскую землю», — говорилось в решении Совета Екатеринбургской епархии.

Прошлый митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл тогда сказал, что Зайцев совершил ошибку: «Ни от одного человека высокого церковного положения вы не услышите призывов к вражде. На Украине с одной стороны конфликта — православные, с другой — тоже православные. Зачем подливать масла в огонь?»

Позиция после февраля 2022 года

24 февраля Московский патриархат опубликовал обращение патриарха Кирилла к верующим, где он заявил, что «глубоко сопереживает всем, кого коснулась беда», призвал «все стороны конфликта сделать все возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей». Глава церкви просил молиться о мире: «Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту».

В марте позиция несколько изменилась. Патриарх выступил с проповедью в день Прощеного воскресенья. Большая часть обращения была посвящена Донбассу и существующему там неприятию «так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть». Начало СВО он обосновал существованием сил, которые «восемь лет пытались уничтожить то, что существует на Донбассе».

Спустя несколько месяцев патриарх в своих высказываниях начал одобрять военные действия. Он много раз хвалил российских военных и подчеркивал, что благодаря их действиям «решится судьба России».

«Мы знаем, что сегодня многие погибают на полях междоусобной брани. Церковь молится о том, чтобы брань сия закончилась как можно быстрее, чтобы как можно меньше братьев убили друг друга в этой братоубийственной войне. И одновременно Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью исполнить присягу, остается верным своему призванию и погибает при исполнении воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил», — сказал патриарх Кирилл в сентябре 2022 года.

Бои на Донбассе идут с 2014 года. Почему священники, которые поддерживают СВО, молчали эти восемь лет
Фото: Reuters/Scanpix

В таком же ключе высказывались и отдельные священники в России. Например, протоиерей Андрей Ткачев заявил, что «русский мир противостоит экзистенциальному злу и антихристианской цивилизации Запада». Нынешний Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений Кульберг говорил, что РПЦ вносит свой вклад в победу России в СВО: священники занимаются окормлением военнослужащих в зоне спецоперации, прихожане и служители церкви отправляют гуманитарные грузы военным.

7 января 2023 года в своем рождественском поздравлении президент РФ Владимир Путин похвалил РПЦ за поддержку российских военных.

«Это тяжело, потому что люди одной веры смотрят друг на друга через прицел»

Владимир Легойда во время встречи с журналистами в Екатеринбурге сказал, что в Церкви понимали — любое высказывание их представителей может нанести вред верующим, живущим на Украине.

«Тут очень много было нюансов, в том числе связанных с положением украинской церкви на Украине — любая наша реакция здесь отзывается на наших братьях. Для меня это не метафора. Я могу сейчас сказать что-то, за что представителей украинской церкви завтра арестуют. Мы не можем и не могли говорить без учета этого. Это не про ярко высказаться в медийном пространстве, это про безопасность и жизни людей», — добавил он.

Бои на Донбассе идут с 2014 года. Почему священники, которые поддерживают СВО, молчали эти восемь лет
Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии

Церковь с начала конфликта молилась о мире и считала происходящее трагедией, утверждает Легойда, но отмечает, что до февраля 2022-го ситуация была «не такой острой»: «Если вы хотите узнать, как церковь относится к текущей ситуации, вы можете послушать слова, сказанные 24 февраля патриархом. Там сказано о том, что это трагедия, и о том, что это важно остановить. Но также абсолютно естественно для церкви находиться со своим народом, со своей армией. Кстати сказать, президент наш говорит, что это трагедия. А как можно по-другому это назвать? Да, мы молимся о победе, которая, по нашему мнению, является тем самым справедливым миром. Потому что это жизнь людей, право верить и говорить так, как они хотят. Но это очень тяжело, и это не отменяет трагичность ситуации, потому что люди одной веры смотрят друг на друга через прицел».