Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки

17 июля 2022, 13:55
«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU
Священный синод Русской Православной Церкви к концу этого года должен поставить точку в многолетней истории с останками, найденными в Поросенковом логу. Архиерейский собор наконец может признать, что это действительно кости семьи последнего российского императора Николая II. До этого РПЦ отказывалась связывать захоронение с Романовыми, несмотря на заключения многих экспертов, и называла Ганину Яму местом, где развеяли пепел от сгоревших останков. Именно туда уже 30 лет в ночь на 17 июля ходят крестным ходом верующие со всей России. Корреспондент 66.RU узнала у паломников, готовы ли они согласиться с позицией экспертов.

Принадлежность царской семье останков из Поросенкова лога подтверждали исследованиями трижды. В 1998 положительное заключение вынесла комиссия Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы минздрава России, в 2008 генетический анализ провели специалисты из России и США, а в 2018 о положительных результатах молекулярно-генетических тестов заявил представитель Следственного комитета России. Эксперты признали, что найденные тела принадлежат Николаю II, его жене Александре Федоровне и детям: Ольге, Марии, Анастасии, Алексею и Татьяне. Тем не менее, для православных верующих вопрос еще остается открытым.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

Ежегодно десятки тысяч человек приезжают в Екатеринбург на «Царские дни» и отправляются крестным ходом от Храма-на-Крови — места расстрела царской семьи — до Ганиной Ямы — признанного церковью местом, где, как считают священнослужители, после сожжения развеяли прах Романовых.

Историк Николай Неуймин же в своем интервью 66.RU рассказывал, что это место стало первым, где пытались захоронить тела, но они пролежали в шахте исетского рудника только полтора дня. «Их привезли в 4 часа утра 17 июля, а в 21 час 18 июля увезли. С 18 на 19 июля тут сжигали тела Алексея и Марии», — говорил историк. Но если останки из Поросенкова лога все-таки признают подлинными, то получится, что монастырь Святых Царственных Страстотерпцев нужно было строить именно в логу.

Впервые о царских останках заговорили в 1978 году, когда группа энтузиастов под руководством уральского геолога Александра Авдонина обнаружила захоронение. Изъятие произошло только в 1991 году, до 2007 — искали останки Алексея и Марии, которые в итоге обнаружили также в Поросенковом логу в нескольких десятках метров от основного захоронения. Архиерейский собор РПЦ, который может признать результаты экспертиз, должен был вынести окончательное решение в мае, но из-за того, что международная обстановка затрудняет прибытие в Москву многих членов, его перенесли на осенний или зимний период 2022 года.

По мнению Неуймина, который занимается историей династии Романовых, официальное подтверждение подлинности расколет Русскую православную церковь, которая должна будет признать собственную ошибку.

В этом году крестный ход до Ганиной Ямы проходит в юбилейный, тридцатый раз. Корреспондент 66.RU поговорил с верующими и узнал, что они думают о царских останках:

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

Виктор Михеев рассказал корреспонденту 66.RU, что крестный ход посещает не одно десятилетие и застал времена, когда дом Ипатьева еще не был разрушен.

«Для того, чтобы как-то относиться [к вопросу о подлинности царских останков], надо что-то знать. Знаем мы только то, что сказали. Например, так экспертиза сказала. А я задам вопрос: кто был экспертом? Если это эксперт американский, то есть большие сомнения, что он скажет правду. Кроме того, из-за того, как настырно продвигается мнение, что царские останки это именно те, те, те, те, а других быть не может, у меня появляются сомнения. Тем более, есть факты, которые неоспоримы. Известно, что Николаю II один из японских полицейских катаной через шляпу врезал по черепу так, что на кости остался след или царапина.

Любая царапина, перелом на кости оставляет небольшой нарост или костную мозоль, как называют медики. А на черепе №4, который считается черепом Николая, костной мозоли нет никакой. И, например, на черепе №4 нет верхней челюсти, это говорит о том, что невозможно сделать стоматологическую экспертизу. А генетическая экспертиза, которая была взята у одного из родственников царя. У кого? У герцога Эдинбургского, а он кем приходится Николаю, четверо- что-то там -юродным племянником или кем-то. И то, эта экспертиза говорит о том, что есть определенные сомнения» — рассказывает Виктор.

И добавляет, что по канонам православной церкви, истину не могут признать истинной, если имеются хоть малейшие сомнения. И решение примут только тогда, когда появятся неопровержимые доказательства. «Думаю, что решение о подлинности останков не будет принято ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра», — говорит Михеев. На крестный ход он пришел в воссозданной форме полка, где до революции служил его дед.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

Алексей Соловьев из Перми на крестный ход в Екатеринбург приехал впервые. «Так много страшного сейчас в мире и в стране творится, столько горя и убийств, что я просто не мог не приехать. Время настало. Останки — да, я признаю, потому что верю, что страстотерпцы уже на небе, и это самое главное, а то, что на земле происходит — это уже не так важно. Ну и тем более, не так важно место, куда ходить, здесь смысл совсем в другом», — рассказывает паломник.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

А вот Григорий Романов — однофамилец императорской семьи из Москвы — с ним не согласен. У него на футболке значки «Святая Русь» и еще один, чуть поменьше, с портретом царской семьи.

— Только-только приехали. Если честно, немного устали, потому что сразу с корабля на бал. Но хотим до Ганиной Ямы выдержать. Царских останков быть не может. То, что найдено — это фальсификация. Потому что известно, что их жгли, заливали кислотой и пытались всячески избавиться от следов последнего российского царя, чтобы люди никогда не смогли их найти.
То есть вы не верите, что в Поросенковом логу нашли те самые останки?


— Нет. А если нас хотят убедить в обратном, это же уже получается лжепоклонение какое-то.
А если Священный синод их по итогу признает?
— Нет, я их все равно не признаю.

Если РПЦ все-таки признает Поросенков лог местом захоронения подлинных останков, то, скорее всего, он станет еще одним местом притяжения паломников. В 2016 году Екатеринбургская епархия попросила область передать ей участок «в целях осуществления религиозной деятельности». И до окончания экспертизы попросила губернатора Евгения Куйвашева «приостановить процесс выделения трех гектаров леса Свердловскому краеведческому музею» для создания «Мемориала Романовых».

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

«Я из Кургана. Стараюсь каждый год приезжать. Я почитаю страстотерпцев и царя Николая, прошу о милости Господней. Я всегда с радостью иду сюда. Хотя год был для меня очень трудным и непростым, но все равно какой-то трепет. Мне бы хотелось, чтобы признали царские останки, потому что, мне кажется, что все не зря и на все воля Господня. Мое мнение, что признают», — рассказывает Марина Иванова.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

С ней согласен и потомственный уральский казак из Тольятти Егор Сергеев: «Это смута, это очень долгий был процесс. В моем понимании, что сейчас все идет к тому, чтобы останки признали, и они будут тогда отпеты как полагается».

Ольга Свитич из Челябинска, которая привезла с собой на крестный ход еще 45 человек, объясняет такую задержку с подтверждением подлинности костей Божьей волей. «Немножко страшно [идти до Ганиной Ямы], боюсь, дойду или нет. Но с Божей помощью пройду, испытание ждет. Надеюсь с честью выдержать его ради Христа и царской семьи страстотерпцев. Я считаю, что все доказательства полностью логичные. Я верю сердцем, и по-другому быть никак не может. Все придет в свое время, когда нужно, Господь все управит, а правда будет там, где и должна быть», — поясняет паломница.

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

Александр из Тюмени на крестный ход пришел с редкими образами на груди, самый редкий из них — Табынская икона божьей матери. «С трепетом здесь нахожусь, со всей серьезностью отношусь, потому Россия любит царскую семью, почитает. Вы же видите единение и соборность народа. Во всем мире почитают Романовых, царскую семью канонизировала зарубежная православная церковь еще в 30-е годы. Я почитаю страстотерпцев, но не могу никак комментировать будущее решение Синода. Это не в рамках моей компетенции», — говорит верующий.

Такой же точки зрения придерживаются и супруги Малаховы: «Решили приехать, потому что Господь так сподобил, не планировали и внезапно получилось по велению сердца. Мы как чада церкви поддержим любое ее решение, как посчитает Синод, такой точки зрения и будем придерживаться. Я не специалист в этом вопросе и на свое мнение не могу полагаться».

«Это лжепоклонение какое-то». Участники крестного хода – о том, нужно ли РПЦ признавать царские останки
Фото: Игорь Черепанов, 66.RU

«Я считаю, что Екатеринбургу, если можно сказать так, повезло стать центром ежегодного паломничества. Можно сказать, что царь Николай уподобился Христу из-за мученического подвига. Он грехи всего народа принял на себя, также как Христос принял грехи всего мира на себя, и мы чтим его память. Конечно, это не те самые останки. Если его сжигали, в кислоте травили и потом это все измельчали и рассеивали, то очень сложно надеется на то, что останки сохранились. Скорее всего, их нет, а то, что там нашли — это, видать, что-то подобное. А почему нас пытаются склонить поклоняться этим останкам? Ну, это козни дьявола. Поклоняться лжеостанкам это просто нехорошо. Есть силы, которые аж из штанов выпрыгивают, чтобы заставить нас поклоняться непонятно кому», — рассказывает атаман хутора Новоуральский Владимир Батанов, который пришел в традиционной казачьей черкеске.

Недалеко от него на тротуаре с детьми, один из которых сидит в инвалидном кресле, отдыхает Екатерина Старченко. Она очень ждет поддержки великомучеников и говорит, что молится им в самые тяжелые моменты, и те помогают ей. Она говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы царские останки были найдены, но подлинность имеющихся она признать не может. «Я считаю, что это не они. Вы знаете, в этом мире все связано, и когда первый раз столкнулась с темой, даже не слышала еще о них. Вы же знаете, в коммунистическом обществе мы знали, что было Кровавое воскресенье и было очень предвзятое отношение к царской семье. И первое, что я по этой теме тогда прочитала, было «И было ведение, и он сказал, не ищите наших останков, нас сожгли». Это мысль, которой я придерживаюсь», — поясняет паломница. И добавляет: «Девушка, молитесь».

  • Семью Николая II расстреляли в екатеринбургском доме инженера Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.