Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алгоритмы работают на справедливость. От чего зависит рейтинг пассажира «Яндекс.Такси» и как его поднять

11 декабря 2023, 10:00
Алгоритмы работают на справедливость. От чего зависит рейтинг пассажира «Яндекс.Такси» и как его поднять
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Клиенты сервиса-монополиста при вызове машины сразу видят рейтинг водителя, но часто не в курсе того, что сотрудники «Яндекс.Такси» выставляют оценки им самим. Таксисты и официальные представители компании рассказали корреспонденту 66.RU о том, как формируется рейтинг пассажира, на что он влияет и почему на самом деле непредсказуем.

Средний рейтинг пассажира формируется на основе 40 последних оценок водителей. Таксист видит его при получении заказа. Узнать свой рейтинг можно, нажав на значок с тремя полосками в верхнем левом углу экрана приложения.

Единственное, на что он существенно влияет, — это желание водителя везти пассажира, рассказали 66.RU в пресс-службе «Яндекс.Такси». Если рейтинг низкий, то, скорее всего, ожидать такси клиент будет дольше, а может его и не дождаться.

Рейтинг пассажира также учитывает служба поддержки при внутреннем расследовании конфликтов и нештатных ситуаций: «Если случается какая-то неприятная ситуация, то мы смотрим на рейтинг пользователя, чтобы принять решение, как ее разрешить».

На стоимость поездки оценка не влияет, заверили представители сервиса.

За что таксисты ставят высокие и низкие оценки?

Опрос водителей «Яндекса» показал, что чаще всего они ставят высокую оценку, если пассажир выбрал удобное место подачи без шлагбаумов и запрещенных для остановки и стоянки участков, не опаздывает, бережно относится к салону автомобиля, везет животных в перевозке и следит за поведением ребенка (дети могут пачкать заднее сиденье, даже сидя в специальном кресле).

Получить гарантированное снижение рейтинга можно, если закурить в автомобиле, попросить водителя остановиться в точке, которая не совпадает с указанной на карте в приложении, ехать непристегнутым или сильно шуметь.

Алгоритмы работают на справедливость. От чего зависит рейтинг пассажира «Яндекс.Такси» и как его поднять
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Иметь максимальный рейтинг на постоянной основе — невозможно

Даже если пассажир ведет себя идеально, ему может попасться водитель, у которого нет настроения или клиент ему просто не понравился внешне. Его оценка может несущественно понизить рейтинг, но это сразу будет заметно.

На оценку могут повлиять непредсказуемые факторы. Например, водитель любит определенный жанр музыки или слушает ее на высокой громкости и после замечания пассажира в отместку может поставить ему низкую оценку в приложении. Такая же ситуация может возникнуть, если у участников движения разные взгляды на жизнь, политику, да хоть разные любимые футбольные клубы, о чем выяснится в беседе.

Что сами таксисты думают о системе рейтингов

«И водитель, и пассажир могут поставить любую оценку самостоятельно, из своих каких-то человеческих побуждений. Например, если у водителя нету сдачи, а предлагают расплатиться пятитысячной купюрой. Таксист может снизить оценку, если пассажир громко хлопнул дверью или не закрыл ее с первого раза; когда громко разговаривает по телефону или по видеосвязи», — рассказал 66.RU «Лучший водитель такси» Свердловской области 2021 и 2022 годов Дмитрий Бучельников.

По его словам, водители снижают оценку за распитие алкогольных напитков и за просьбу покурить. Влияет на рейтинг неопрятная, грязная одежда или неприятный запах от человека.

Бывает, что водители ставят низкие оценки без причины, из вредности. Такое же практикуют некоторые пассажиры.

«Служба поддержки говорит, что борется с теми водителями и пассажирами, которые специально занижают оценки. Ну, не знаю. Пока это все попахивает конспирологией. Я три года работаю в «Яндексе», ушел из легкового, но иногда подрабатываю в грузовом, — по опыту, проблемы я не ощутил. Мне, например, ставили низкую оценку, хотя никаких конфликтов и споров не было», — говорит Бучельников (его рейтинг 4,92).

В «Яндексе» корреспонденту 66.RU рассказали, что не могут изменить «несправедливые оценки» пользователей, но сервис начал использовать алгоритмы для защиты от них — если пользователь выставляет низкие оценки слишком часто, они не будут учитываться.

Алгоритмы работают на справедливость. От чего зависит рейтинг пассажира «Яндекс.Такси» и как его поднять
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«За три года работы в такси идеальная оценка 5.0 у меня была раза четыре. Больше трех недель она не держится никогда. Мое правило — если у пассажира или у водителя оценка больше 4.85, значит, все нормально. Если ниже — значит, четыре или пять человек жаловались на этого пассажира или водителя за последние 150 поездок. Значит, стоит задуматься, стоит ли брать такого пассажира?» — говорит Дмитрий Бучельников.

Еще один таксист рассказал корреспонденту 66.RU о том, что внимательно относится к рейтингу и не берет пассажиров, у которых он ниже 4.8, потому что, по его словам, общая оценка отражает, «насколько это хороший человек».

«Естественно, это опыт. Я понял, что важно знать заранее, с кем будешь иметь дело, когда подвозил пьяную компанию. Вряд ли коллеги будут обманывать и оценивать неправильно», — резюмировал он.