Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Застройщики строят для ритейлеров не то, что нужно

5 сентября 2011, 15:13
Палка о двух концах - ритейлеры не могут найти подходящие площади для открытия новых магазинов, застройщики не могут сдать и продать то, что построили.

Несмотря на то, что на рынке коммерческой недвижимости сегмент торговых площадей является одним из самых активно развивающихся, ритейлеры не могут арендовать или купить площади в новых объектах. Проблем состоит в несоответствие помещений требованиям ритейлеров. Застройщики при проектировании новых объектов не учитывают даже основные критерии, предъявляемые к торговым площадям, такие как площадь помещения, его планировка, высота потолков, шаг колонн и т.д.

Результат — ритейлеры вынуждены приспосабливаться к реалиям рынка, нести дополнительные расходы на перепланировки и переоборудование помещений. Другие, более крупные, пошли по пути самостоятельного строительства объектов для своих магазинов, поскольку предложения, удовлетворяющего требованиям, на рынке просто нет.

По словам специалиста департамента коммерческой недвижимости Риэлтерской группы «Капитал» Ирины Петровой, самые большие проблемы сегодня при поиске торговых площадей для ритейла — это недостаточные площади помещений и их планировки: «Например, под продуктовый магазин площадь должна составлять минимум 250 кв.м., оптимально — 500 кв.м. Для супермаркета оптимальная площадь — 1000 кв.м. Таких вариантов на рынке практически нет, причем продуктовому ритейлу всегда нужно помещение в один уровень на первом этаже. Должны быть предусмотрены зоны разгрузки товара, нужны дополнительные площади в подвале для оборудования, собственных коммуникаций. Не менее важны требования по предоставляемым мощностям — минимум 75 кВт, поскольку торговое оборудование, в частности холодильное, требует мощностей, — рассказывает Ирина Петрова. — Шаг колонн, высота потолков также не удовлетворяют требованиям ритейлеров. Непонятно, для кого строятся такие помещения. С другой стороны, и у самих застройщиков данные площади пустуют, они не могут найти на них покупателей или арендаторов», — подчеркивает эксперт РГ «Капитал».

По мнению Ирины Петровой решением сложившейся проблемы может стать более тесное взаимодействие застройщиков и ритейлеров: «Если застройщики будут предусматривать основные требования к площадям еще на этапе проектирования, то и они в результате получат более ликвидные объекты, которые будут востребованы по хорошей цене», — отмечает эксперт.

Застройщики существующую проблему признают: «Упрек абсолютно справедлив. Мы действительно проектировали и строили, не обращая внимания на инфраструктуру и не учитывая требования наших коллег, которым предстоит здесь работать. Сейчас мы начали пользоваться услугами девелоперов, которые давно работают на рынке, знают все нюансы, и с их помощью пытаемся еще на этапе проектирования жилых микрорайонов и объектов учесть не только интересы будущих жильцов, но и тех, кто будет им предоставлять различные услуги — это магазины, сервисные предприятия и т.д., — говорит генеральный директор НП „Атомстройкомплекс“ Валерий Ананьев. — Мы поручили эту работу специализированной компании, которая должна предусмотреть все детали при строительстве коммерческих объектов. Мы эту работу начали, о результатах пока говорить рано, но, по крайней мере, мы сегодня проектируем под конкретных потребителей этих площадей. Это и в наших интересах тоже».