И всем вдруг уже не так важно, подлинное это здание или нет.
Оказалось, что реконструкция одного из екатеринбургских памятников архитектуры — усадьбы Панфилова, бывшей палаты мер и весов — вовсе не реконструкция. Действия, которые наблюдают инспекторы на площадке, скорее можно назвать сносом. И строительством нового здания.
Когда в МУГИСО было принято решение о реконструкции, здание уже было в ужасном состоянии. Огромные трещины в стенах, просевший фундамент, затопленный подвал. Реконструировать здание было просто невозможно. Вместо этого его снесли и принялись строить новое, такое же.
Работы у «реконструкторов» еще много: в состав памятника истории кроме основного здания входит разрушенный флигель и ворота с кованной решеткой. |
Олег Букин, общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— Строительство фактически нового здания — это никак не «работы по сохранению». Это больше походит на воссоздание. А для этого предусмотрена отдельная процедура. Причем она не применима в отношении флигеля дома, поскольку воссоздание осуществляется только в отношении утраченных памятников. В отношении живого памятника с точки зрения закона оно недопустимо. Поэтому то, что произошло, нужно квалифицировать как уничтожение объекта культурного наследия.
Флигель старинного дома находился в лучшем состоянии, чем остальные постройки усадьбы. Тем не менее его снесли, оформив снос задним числом — после того, как в августе забили тревогу журналисты. Хотя другого выхода, судя по всему, у строителей не было.
Алексей Бадаев, министр культуры и туризма Свердловской области:
— При проведении работ подрядная организация столкнулась с рядом трудностей. Например, строители XIX века не удосужились выкопать достаточно глубокий котлован под фундамент. В результате под ним скапливалась вода, которая зимой замерзала. За два столетия эти природные явления сильно деформировали фундамент. Кроме этого вода сильно повредила кирпичную и бутовую кладку.
По проекту реконструкции к 1 сентября 2012 года усадьба будет иметь первозданный вид. |
Сейчас строительство на месте усадьбы ведется полным ходом. На щитах перед зданием изображен ее внешний вид — такой она и должна выглядеть после окончания работ. Но внутри здания от истории ничего не останется.
Олег Букин:
— Внешний вид — это лишь половина, если не третья часть наследия. Если по-настоящему воссоздавать объект, нужны те же материалы и те же технологии, что существовали, когда его создавали. Условно говоря, если бревна обрабатывали топорами, то и сейчас их надо так обрабатывать. А усадьбу Панфилова строят из современного кирпича гости с юга. И по сравнению с уцелевшими ровными фрагментами кладки, прямо скажем, строят не мастерски.
При первоначальном согласовании проекта было оговорено, что находящийся в аварийном состоянии флигель может быть снесен и восстановлен из современных материалов, а основное здание строители будут стараться сохранить. На деле мы видим, какую ничтожную долю занимает сохраненная часть здания (светлая кладка). |
Два министерства — культуры и госимущества — сейчас спорят о том, хорошо это или плохо. С одной стороны, кажется, воссоздание памятника истории — вынужденная мера, поскольку здание действительно много лет находилось в аварийном состоянии. С другой стороны, это уже не объект культурного наследия, а лишь его копия. Хотя правильно говорят эксперты: если бы хотели сохранить — сохранили бы.
Радует одно: пусть здания будут новоделом, пусть в них будут коммерческие площади, но позади хотя бы не планируется возводить никаких современных стеклянных офисников.
Добавим, что бюджет «восстановительных работ» составляет больше сотни миллионов рублей.
Пусть воостановят дом Ярутина (около БЦ Высоцкий)!!!
Господа журналисты поднимайте шум!!!
С нового года за этим поставили лично Гредина следить, думаю, при нём такого не будет.
"Условно говоря, если бревна обрабатывали топорами, то и сейчас их надо так обрабатывать. А усадьбу Панфилова строят из современного кирпича гости с юга. "